Вытеснение

Вытеснение: психологические защиты по Фрейду

Вытеснение

«Это было», – сказала Память. «Этого не могло быть», – сказала Гордость. И Память сдалась. Фридрих В. Ницше

Механизмы психологической защиты детально описаны в психоанализе З.Фрейдом, а также дополнены его последователями. Защитные механизмы действуют неосознанно, их главная цель – минимизировать негативные переживания, связанные с травматическим опытом. Так наше Я защищается от пагубного и негативного воздействия.

Понятие психологической защиты. Механизм вытеснения

Один из наиболее распространенных механизмов – это вытеснение. О нём говорят, когда человек не помнит определённое событие, которое произошло с ним в прошлом, таким образом вытесняя из своей психики психотравмирующее воздействие. Ему действительно кажется, что этого не было, нет соответствующих воспоминаний.

Нежелательные мысли, эмоции «исчезают» на сознательном уровне, однако остаются в хранилищах бессознательного. Такая амнезия возникает для того, чтобы справиться с невыносимо болезненными переживаниями, с которыми Я пока что не в силах справиться.

Этот защитный механизм ещё называют мотивированным забыванием: это происходит, потому что выгодно человеку.

Вытеснение – это нормальный повседневный механизм защиты у здоровых лиц. Но чаще он наблюдается при определенных характериологических особенностях личности. А в грубой утрированной форме вытеснение наблюдается при истерических (диссоциативных) расстройствах личности (по старой классификации – у истероидных психопатов).

Эти люди могут просто вытеснить из памяти неприятные или травмирующие для них знания о событиях, которые им известны, но они не хотят это ни вспоминать, ни знать. Нередко даже окружающие начинают верить в версию событий, исходящую от истероида, который преподносит происходящие события в нужном или выгодном для себя свете.

Термином «вытеснение» чаще всего пользуются психоаналитики. В основном, под этим понятием они понимают вытесненные воспоминания, однако Фрейд подчеркивал, что эмоции, чувства, желания также попадают под воздействие этого защитного механизма.

При работе с вытеснением аналитики применяют несколько техник, в том числе гипноз для восстановления забытого. Вскоре было обнаружено, что под воздействием гипноза человек более внушаем, а это может привести к искажению воспоминаний и созданию ложной картины о том, что случилось.

Поэтому сейчас психоаналитики чаще используют беседу, метод ассоциаций, анализ оговорок, снов, метод автобиографии и ведение дневника для выявления содержания бессознательного.

Примеры психологической защиты «вытеснение»

Вытесняются в-основном не значительные факты из жизни: то, что нужно было обязательно и срочно сделать, но не хотелось; тревожные ожидания; имя неприятного человека, с которым предстоит серьезно поговорить; неприличное поведение в обществе значимых людей.

Однако вытеснение может проявить себя и в более сложных ситуациях.

Например, человек может забыть нападение грабителя, внезапную смерть близкого человека, также вытесняются случаи, где человек проявил себя с худшей стороны, негативные черты характера, враждебное отношение, вытесняются желания и стремления, табуированные обществом, комплекс Електры и комплекс Едипа.

Основное проявление вытеснения – это невроз, причиной которого является внутриличностный конфликт инстинктов, желаний человека с его моральными установками, конфликт между Ид и Эго.

Зигмунд Фрейд предполагал: если вывести на свет сознания переживания и воспоминания, которые находятся в бессознательном и провоцируют симптоматику, то симптом болезни исчезнет.

Именно с этим психологическим механизмом учёный связывал симптомы истерии, психосоматику, импотенцию и фригидность. Вытеснение чаще всего случается у инфантильных личностей и у детей.

Фрейд утверждал, что вытеснение берёт свое начало с детства из-за незрелого и слабого Я, когда ребенок вытесняет сексуальное влечение к родителю противоположного пола. Так детские комплексы, инстинкты, интимные желания ребёнка становятся условием возникновения этой психологической защиты.

Особенности психологической защиты «вытеснение»

Вытеснение помогает только некоторое время после случившегося. Оно поддерживает стабильность системы и предоставляет возможность психике прийти в себя после психологической травмы и какое-то время побыть на позитивной волне.

Фрейд утверждал, что со временем у человека появляются чувство тревоги, гнев из-за воспоминаний, которые были вытеснены и длительное время хранились в бессознательном.

Однако следует учитывать, что человек не способен контролировать, какое событие ему «нужно забыть», а также воспоминания о нём.

Часто психологические механизмы «вытеснение» и «подавление» воспринимают как идентичные, однако у них есть различия.

Подавление осуществляется на сознательном уровне: человек понимает, что ему неприятны определенные мысли, чувства и эмоции, связанные с ситуацией, поэтому решает подавлять негативные воспоминания.

При вытеснении чувства, мысли и желания не попадают в поле сознания, происходит их бессознательное отрицание. Человеку кажется, что это с ним никогда не происходило и этого вовсе не было.

Вытеснение имеет более негативные последствия, чем подавление.

При подавлении существует внутриличностный конфликт, может появиться чувство гнева, однако есть возможность поработать с психотравмирующей ситуацией: пообщаться с человеком, который спровоцировал возникновение травмы, проанализировать её причины и последствия, осознать свои эмоции, чувства и переживания. При вытеснении болезненный опыт не осознается, а человек страдает из-за последствий, которые проявляются в отвращении, презрении к другому человеку, избегания общения с ним без понимания глубинных причин, почему он так действует.

Подавленные эмоции и желания легче проанализировать и понять, чем вытесненные. Работа с бессознательным требует больше времени и часто сопровождается выраженным сопротивлением при попытке вывести психотравмирующие переживания в поле сознания.

Помощниками на пути к пониманию и принятию вытесненного жизненного опыта являются оговорки, описки, ослышки, забывание имён, действия «по ошибке», а также сны, которые Фрейд называл «королевской дорогой в бессознательное». В процессе консультирования терапевт сначала направляет клиента на то, чтобы увидеть очевидное, далее углубляется в подсознательное.

В какой-то момент терапии у клиента появляется выраженное сопротивление – это признак того, что клиент идёт верной дорогой к осознанию забытого.

Итак, вытеснение – это психологический механизм, который, с одной стороны, помогает адаптироваться и пережить психотравмирующую ситуацию, является регулятором психического гомеостаза, а с другой – может способствовать возникновению негативных переживаний и тревоги.

Вытесненная информация напоминает о себе навязчивыми мыслями, неконтролированными воспоминаниями, симптомами болезни, невротическими реакциями. Чтобы механизм вытеснения не доминировал, необходимо иметь целостное личное Я, а также достичь определенного уровня самоидентичности.

Важно помнить, что не всегда причиной забывания является только вытеснение.

Иногда забывание происходит из-за проблем внимания и памяти, органических изменений мозга, индивидуальных особенностей человека, а также связано с фильтром отбора информации, которая поступает к нам (забывание неважной информации и запоминание существенной).

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/vytesnenie-psixologicheskie-zashhity-po-frejdu/.

Вытеснение – это, в психологии

Вытеснение

 Человеческая психика – это тонко настроенный и чувствительный механизм. Поэтому большие нагрузки и травмирующие ситуации могут вызвать сбои в его работе. Чтобы избежать подобных ситуаций, срабатывают системы психологической защиты. И один ее элементы – вытеснение.

 

О том, что такое защитные механизмы и, в частности, вытеснение, активно писал Зигмунд Фрейд. Он дал описание и характеристики этому компоненту, а также привел в своих трудах примеры его работы. В дальнейшем это явление изучали последователи ученого, включая его жену.

Вытеснение: определение и особенности

В течение жизни индивид сталкивается с большим количеством негативных событий разного характера. До 30% из них можно классифицировать как травмирующий опыт, который трансформируется в психологическую травму и снижает качество жизни человека. Но любая личность стремится сохранить свое «Я», поэтому всеми возможными способами защищается от последствий негативного воздействия.

Одним из самых эффективных можно считать вытеснение – это, в психологии, четкое и мотивированное, но неосознанное устранение из сознания неприятных моментов, явлений или событий. Вместе с самой ситуацией «забываются» и переживания, которые доставляли дискомфорт.

Если говорить простыми словами, то сознание блокирует воспоминания, которые для конкретного индивида неприемлемы с точки зрения морали, шкалы ценностей и поведенческих шаблонов.

Интересно, что вытеснение часто работает и в сторону данных обещаний. Если они несут с собой напряжение и человек не собирается их выполнять, защитный механизм предпочитает перевести их в бессознательное. То есть, забыть.

Рассматривая этот вопрос максимально кратко, нужно отметить, что вытеснение относится к базовым защитным механизмам. Оно включается еще в раннем детстве и по мере взросления применяется все чаше.

По Фрейду и его классификации именно вытеснение ответственно за формирование бессознательной зоны. Работа с этим психическим явлением в рамках психоанализа может дать большой объём важной информации.

Но это вовсе не означает, что вытеснение включается в любой неприятный момент, стремясь стереть его из памяти. Только события, вызывающие постоянное чувство тревоги, беспокойство и мешающие дальнейшему развитию личности, вытесняются из области сознательного. Защита включается при совпадении двух факторов:

  • возникновение тяжелого внутреннего конфликта;
  • невозможность использовать другие, более гибкие механизмы.

Фрейд утверждал, что вытеснение проходит максимально бесследно для психики только в одном случае – личность обладает развитой психикой и целостностью собственного «Я».

Подробнее о психологической защите

Защитные механизмы спасают человека, но при этом ограничивают его свободу. В 67% случаев они искажают восприятие действительности. Поэтому осознание их наличия и степени воздействия помогает решить многие внутренние конфликты.

Фрейд выделил девять элементов общей системы защиты:

  • вытеснение – забывание причин, вызывающих психологический дискомфорт;
  • проекция – снятие ответственности за поступки и мысли с себя путем присвоения окружающим своих чувств, желаний и потребностей;
  • интроекция – присвоение чужих норм и поведенческих шаблонов без их критического осмысления;
  • слияние – отождествление себя с другой личностью, образуя единое «мы» (муж/жена, родитель/ребенок);
  • рационализация – попытки сохранить свою самооценку через рациональное объяснение провала, спровоцировавшего неприятные эмоции;
  • отрицание – полное неприятие фактов негативного характера;
  • регрессия – проживание травмирующего опыта через детские поведенческие шаблоны, дающие ощущение безопасности и стабильности (слезы, капризы, эмоциональная манипуляция);
  • сублимация – с неприятных событий фиксация смещается на привычную и приемлемую для индивида деятельность;
  • реактивное образование – замещение неприятного импульса с последующей реализацией прямо противоположного в нарочито гипертрофированной форме.

Примером последнего механизма может послужить поведение мам на детской площадке. Предположим, что дети расшались и никак не хотят слушаться родителей. Обе мамы готовы шлепнуть их по попе. Одна делает это, а вторая подавляет в себе возникший импульс на уровне бессознательного и начинает громко порицать подобное родительское воспитание.

Как работает вытеснение и к каким последствиям приводит

Игнорирование неприятного путем вытеснения не проходит бесследно для организма. Стоит отметить, что психика по-разному справляется с травмирующими событиями:

  • малозначительные ситуации помещаются в бессознательное легко и практически не дают последствий;
  • тяжелые события блокируются на время и постоянно пытаются вернуться в область сознательного.

В последнем случае включается механизм подавления – он не позволяет неприятному вспомниться, но при этом организм затрачивает массу энергии. Если психика классифицируется как незрелая, а объём вытесненного и его эмоциональное сопровождение огромны, вытеснение и подавление приводят к тяжелым последствиям:

  • развитие диссоциативного типа личности;
  • посттравматическое расстройство личности;
  • сильные энергетические потери.

Важно понимать, что вытесненные воспоминания никуда не исчезают. На уровне бессознательного индивид пытается найти решение невыполнимой задачи и нагружает свой мозг, пытающийся как можно дольше удержать ряд негативных событий от сознательного восприятия.

Вытеснение -один из защитных методов обусловленного сознания

Вытеснение

Цель этой главы — понять свою обусловленность и то, что поддерживает ее. Покрытое материей сознание, крепко держит дживу во власти материальных как грубых, так и тонких концепций. Снять приросший к нашему духовному естеству покров обусловленности — трудная задача.

Хотя процесс бхакти обладает несравненным могуществом и силой, а милость Шри гуру и Гауранги простирается необозримо далеко, тем не менее, многое зависит от нас самих, от того, как мы направляем свою свадхинату (свободу воли), насколько мы готовы открыть свои сердца для потока милости и изменений.

Защитные методы, о которых пойдет речь, как раз направляют свободу воли в сторону закрепления на материальной платформе, причем как осознанно, так и неосознанно для человека. В результате бессмысленного союза с майей в течение неисчислимого количества времени, душа настолько сильно сблизилась с анартхами, что они во всем руководят дживой, определяя, что хорошо, что плохо.

Эта близость вызывает доверие, а доверие приводит к молчаливому согласию относительно того, что делают анартхи с нами.

Доверие также мешает способности к самонаблюдению и самоанализу, притупляя обостренность в духовном восприятии своего истинного «я».

Механизм обусловленности, запущенный материальной энергией и действующий в живом существе, сохраняется и раскручивается виток за витком, все больше опутывая дживу именно из-за молчаливого принятия своего ложного «я» за истинное.

Сознание, срастаясь с анартхами, уже само действует во вред своей духов ной сущности, но самое страшное то, что из-за ослепляющего влияния материи душа не сознает этого прискорбного факта. Это невежество обрекает душу на дальнейшие скитания в материальном мире.

Разобрав защитные методы обусловленной натуры, мы,

Во-первых, глубже поймем тему «Самообман». Защитные методы, по своей сути, являются разными формами самообмана, благодаря чему самообман продолжает свое существование.

Во-вторых, мы станем более дальнозоркими в видении своей запутанной и многослойной натуры, сможем более детально разглядеть свои недостатки и конкретные формы их проявления в своей духовной жизни.

В-третьих, мы сможем наиболее эффективно и глубоко проводить самоанализ, сможем поддерживать трезвую самооценку, регулировать усилия в преданном служении, выделяя слабые зоны, на которые воздействует майя.

Защитные методы охраняют анартхи, которые, в свою очередь, поддерживают нечистые мотивы. Сами мотивы определяют направление нашего служения Кришне, его конечный результат. Поэтому, пристально и беспристрастно разобрав эту тему, мы сможем увидеть себя такими, как есть, без всяких красок и всякого грима, а также сделать результат преданного служения прозрачным и предсказуемым.

Защитные методы обусловленной натуры таковы:

1) Вытеснение или подавление — вируддха.

2) Проекция — прахита-васту.

3) Подробное логическое обоснование принципов своего поведе-

ния — прапанаяна.

4) Отрицание — пратьякхьяна.

5) Изоляция — правира.

6) Возмещение — пратьядана.

По характеру действия их можно разделить на две части. В первой

— они начинают проявляться, когда возникает угроза для существования сложившихся и укрепившихся концепций. Когда это происходит? Это происходит в результате:

1. Слушания духовного знания.

2. Приобретения опыта трудностей и испытаний.

3. Самоанализа.

Все эти составляющие дают правильное видение самого себя, процесса бхакти и того, как нужно двигаться к вершинам преданности.

Однако далеко не у всех от соприкосновения с тремя выше перечисленными процессами возникает озарение, и не все испытывают всю их благотворность.

И причина в том, что защитные методы обусловленной натуры вольно или невольно включаются именно тогда, когда происходит соприкосновение с теми факторами, которые способны уничтожить сорняки анартх.

Здесь и происходит отстраненное слушание, проецирование понимания того, что услышано на других, а не на самого себя.

Допускается интерпретация постигнутого знания на свой лад, субъективное восприятие и трактовка трудностей в своей жизни, апатия к проведению самоанализа, или проведение его в коридоре, заданном анартхами, отсутствие впечатлений от садху-санга, гуру-санга, бхагават-шраванам и т.д.

Общий характер воздействия защитных методов обусловленной натуры — это то, что они надежно оберегают самооценку, которая у обусловленной души всегда выше нормы.

Первый защитный механизм — вируддха –вытеснение. Вируддха — это удаление, подавление сознании тех мыслей и переживаний или того, что намекает, наводит на нежелательную для обусловленного сознания информацию, представляющую для него угрозу.

Есть два варианта проявления вытеснения:

а) когда поступающая информация с «порога» выталкивается, даже не пройдя стадию осмысления;

б) когда происходит уже некоторое осмысление, но, тем не менее знание также выталкивается, но уже с сознательного уровня в подсознательный.

С «порога» идущая информация выталкивается из-за очень сильной жажды наслаждений, либо из-за уже сложившейся концепции (например, относительно самого себя, другого преданного), которая «окаменела», и мы воспринимаем ее, как часть себя, как свою позицию.

Результат первого варианта вытеснения — это отстраненное слушание, отстаивание своей позиции через враждебность и критику.

Во втором случае знание осмысливается в некоторой степени, но при этом, ввиду угрозы, подавляется

либо частично, либо полностью. Подавление убирает знание в подсознание (свабхаву).

Подавление происходит по отношению:

1) к материальным желаниям;

2) к видению хороших качеств других;

3) к видению своих плохих качеств.

Пример подавления материальных желаний — это брахмачари, отстаивающий свой шафрановый цвет

тем, что загоняет каму в сосуд подсознания. Но вместо ожидаемой свободы от привязанности к противоположному полу возникает привязанность со знаком минус: отвращение, ненависть, критика женского пола и т.п.

Истинное решение — это преобразовать каму в прему. Но это требует большой внутренней работы. Не готовые к ней просто подавляют каму, создавая иллюзию решения проблемы.

Говорится, что скрытый в кувшине огонь не менее опасен, чем открытый огонь.

На начальных ступенях бхакти необходимо подавлять греховные желания, толкающие на нарушение регулирующих принципов. Это говорит о том, что элемент подавления неминуемо присутствует у тех, кто серьезно практикует сознание Кришны.

Чтобы разобраться в этом, необходимо уяснить, что человеческая природа вмещает в себя способность без какого-то существенного вреда выдерживать накал подавления.

Трудно найти в материальной жизни человека, который не подавляет в себе те или иные желания и стремления.

Также и в преданном служении, если не подавлять в себе греховные желания, мешающие следовать принципам сознания Кришны, это не приведет к духовному прогрессу.

Решающая роль здесь принадлежит разуму, который должен через систему убеждения и чистого взгляда шастр доказать уму непривлекательность потакания чувствам. Отношения с другими преданными, в силу обусловленности, часто формируются не на основе реальных духовных качеств, которые мы должны видеть и взаимодействовать через них с другими, а через то, что мы воспринимаем в других.

Если мы воспримем всем сердцем одно или два отрицательных качества в другом человеке, то они и определят наше отношение к этому человеку. По эмоциональному накалу они полностью превзойдут осознание хороших качеств, потому «выгоднее» запрятать положительные качества в глубинах сознания через подавление.

Вытеснение отрицательных качеств с поля своего зрения приводит к духовному застою из-за ослабления усилий на уровне садхана-бхакти. Мы должны стремиться замечать свои недостатки и пороки в уме и применять усилие, когда порок «сидит» в тонком теле. На это есть две причины:

а) то, что развивается в тонком теле, обязательно выразится в поведении;

б) когда порок проявляет себя на уровне поведения, он значительно

сильней.

В результате необходимо прилагать большие усилия, чем, если бы он находился в тонком теле на более ранней стадии своего развития. Усилия в уничтожении недостатков, пока еще проявляющихся лишь на уровне мысли, могут показаться большим насилием над собой.

Может создаться дискомфорт из-за того, что в уютный, сложившийся мир врывается решимость и настойчивость. Возникает ощущение, что ты сам себя загоняешь в угол, выбиваешь почву у себя из-под ног.

Но следует твердо знать, что, применяя решимость в искоренении анартх на первоначальных стадиях их развития, мы избавим себя от куда больших трудностей.

Когда возникает необходимость прилагать усилия, в случае, если недостаток уже вплелся в лиану преданности, тогда промедление грозит серьезными проблемами в духовной жизни. Есть история про одного монаха, жившего в монастыре. Он очень серьезно относился к своей духовной практике и был известен среди других монахов, как наиболее строгий к себе, аскетичный и погруженный в

служение Богу.

Однажды его духовные братья, находившиеся в соседней келье, услышали за стеной, где жил этот монах, странный для них монолог.

Обращаясь вслух к себе, он говорил: «Как ты мог сегодня так много болтать, а как много пищи ты съел утром, ты бесстыдно оскорбил своих духовных братьев». Слушая такие слова, они не могли понять, о чем он говорил, ведь они не замечали ни одного из перечисленных недостатков, в которых он упрекал себя.

Спросив у него о его странном монологе, они выяснили, что в действительности он корил себя за эти пороки, видя их движение в уме.

Но он был так серьезен, что принимал их за реально совершенные поступки, а не просто за мимолетные мысли в течение дня. Так же и мы должны серьезно относиться к дурным мыслям, приравнивая их к поступкам.

Это поможет найти дополнительные силы для приложения усилий в их искоренении.

По определению серьезный человек — это вдумчивый и строгий по отношению к самому себе человек. Иногда поведение людей, порой невольно оказавшихся жертвами вытеснения, схоже с поведением откровенного лицемера.

Но разница в том, что лицемер сознает факт своих непра- вильных действий, слов, но игнорирует это, делая вид, что ничего особенного не произошло. Тогда как по своему характеру действия вытеснение изгоняет прочь из сознания не только существование неправильного поступка в каком-то действии, но даже само действие, как таковое.

Поэтому такой человек может вести себя после проступка, как будто ничего не про- изошло. Таково влияние метода вытеснения.

Сейчас мы проведем анализ того, как действует метод вытеснения на ступени аништхита бхаджана крийя, заставляя нас задерживаться на тех или иных подступенях этого уровня, и не подниматься на уровень ништхи.

Утсаха-майя (ложный энтузиазм)

Основные характеристики: высокая самооценка, склонность считать себя, находящимся на уровне садхьи (совершенства бхакти), упорное стремление утверждать свое «возвышенное» положение в глазах других так, чтобы слышать из уст преданных то, что он сам о себе думает.

Из этих характеристик мы можем увидеть торжество пратиштхи (желания славы) из-за воздействия авидьи. Находясь, так сказать, в «теле» тщеславия, бхакта становится жертвой вытеснения, действующего по следующим направлениям:

а) вытеснение смирения;

б) вытеснение понимания себя как новичка, недавно занимающегося преданным служением, и потому не способного знать о нем все и, тем более, не способного достичь совершенства;

в) вытеснение истинных причин критического отношения к другим преданным, которое на этом подуровне связано с тем, что другие не хотят признавать его «великие» достижения на пути бхакти;

г) хуже всего, если присутствует вытеснение наставлений зрелых преданных, ставящих все на свои места и воздействующих на правильную самооценку. Через их неприятие такой преданный лишается возможности прогрессировать дальше. Вытеснение, действующее на уровне утсаха-майи, имеет цель сбросить преданного со ступени аништхита бхаджана крийя до более низкого уровня.

Гхала-тарала (взлеты и падения).

Основные характеристики: безраличие, непостоянство, зависимость от внешних и внутренних факторов.

Здесь вытеснение работает в одном из двух направлений в зависимости от индивидуума: а) осознание своего неусердия, того, что проблемы в духовной жизни возникают по нашей вине;

б) вытеснение того, что процесс бхакти совершенен несмотря на то, что на данном этапе мы не может из-за своей загрязненности почувствовать всю его сладость. Безразличие возникает также из-за пренебрежения и неспособности углубиться в изучаемый предмет (бхакти-таттву), из-за недостатка вкуса.

Понимание причин безразличия может быть вытеснено, что неминуемо приведет к потере веры и падению.

Вьюдхи-викалпа (подверженность сомнениям и непостоянству на уровне ума)

Основные характеристики: некоторое знание шастр, но неспособность глубоко понимать их в контексте своего уровня, сильное доверие уму, чувство индивидуализма.

Здесь вытесняются:

а) необходимость проверять правильность своих мыслей у более возвышенных преданных и у своего гуру;

б) то, что есть излишнее отождествление с умом, излишнее доверие к нему. Вишая-сангара (объявление войны чувствам).

Основные характеристики: понимание пагубности материальных наслаждений и при этом стремление за короткий срок с помощью кардинальных мер (совершение физических аскез) покончить с материальными желаниями. Здесь происходит вытеснение важного качества — терпения. То же самое и на уровне ниамакшара (неспособность следовать обетам)

данного служения).

Основные характеристики: неспособность трезво оценить свой духовный уровень, принятие почтения как должного, неумение увидеть свое наслаждение сорняками бхакти. Вытеснения на этой стадии:

а) смирение;

б) самокритичность и осознание своей неспособности понимать природу бхакти во всей ее глубине.

Результат — прозябание на одном уровне и постепенное сползание вниз

на более низшие подступени.

Вытеснение – примеры, психологическая защита

Вытеснение

Психика человека – тонкая структура, которая находится под постоянным влиянием самого человека и его окружающей среды, при этом функционирует самостоятельно.

Многое человеком не осознается и не понимается, особенно если виден только результат без осознанности процесса его формирования.

Вытеснение является психологической формой защиты психики человека от внешних стрессовых факторов, на примерах чего можно ознакомиться с ее результатами.

У психики есть несколько способов самозащиты. Что это такое? Интернет-журнал psytheater.com обращает внимание читателей на то, что происходит помимо их воли. Психика с самого детства защищает человека от различных психических травм. Поскольку ребенок является самым уязвимым существом, его психические защиты работают намного быстрее и свободнее, нежели у взрослого человека.

Под психологическими механизмами защиты понимаются программы избегания стрессовых и травмирующих факторов. И здесь у психики есть несколько способов, как это сделать:

  1. Игнорирование.
  2. Проекция.
  3. Фиксация.
  4. Регресс.
  5. Вытеснение, или подавление.

Вытеснение является одним из распространенных форм защиты, к которой индивид может сам прибегать осознанно. Только в таком случае, скорее всего, подавление будет происходить некачественно, каждый раз напоминая о себе в критических ситуациях.

Если же речь идет об естественном механизме вытеснения, когда информация уходит в подсознание и не может быть воспроизведена человеком по его воле, тогда психика ненадолго защитится от стрессовых внешних раздражителей, только не сможет избавить человека от переживаний, которые будут возникать при каждом столкновении с подобными раздражителями.

Ярким примером вытеснения может быть раздражительность человека на малозначительный фактор. К примеру, взрослый мужчина каждый раз раздражается, когда ему звонит мать. Со стороны многим людям может показаться его раздражительность беспочвенной. Мать только звонит, а ее сын уже взбешен.

Однако если обратиться к подсознательным программам, то может выясниться, что психика затолкнула туда все ситуации, когда мать различными своими действиями портила жизнь, настроение своему сыну.

И теперь у сына просто выработался условный рефлекс при виде всего лишь одного упоминания об его маме.

Смежность раздражителей – обязательное условие формирования условных рефлексов.

Как вы полагаете, выработался бы рефлекс у павловских собак, если бы пищу (безусловный раздражитель) приносили спустя 15 минут после звонка (условный раздражитель) или если бы звонок давали уже после кормления? Для установления ассоциативных связей условный стимул должен действовать непосредственно перед или одновременно с безусловно-рефлекторной реакцией.

Каждое из предположений можно рассматривать как особую методику выработки рефлексов, причем не самую эффективную. Действие безусловного раздражителя перед условным называется обратным обусловливанием, в результате образуются очень слабые ассоциации (если вообще образуются). Звонок задолго до кормления называется следовым обусловливанием. Этот метод также неэффективен.

Для формирования устойчивых ассоциаций необходимо следующее:

  • Следить за тем, чтобы условный раздражитель действовал непосредственно перед безусловным и между ними не было «разрывов». Тогда оба раздражителя будут восприниматься как смежные.
  • Многократно и часто применять воздействие смежными раздражителями. Устойчивость ассоциативных связей прямо пропорциональна частоте и количеству повторений.
  • Использовать сильный условный раздражитель.

Стоит предостеречь от кажущейся легкости метода условных рефлексов. На первый взгляд все просто: вы действуете сильным условным раздражителем непосредственно перед безусловным, многократно повторяете всю процедуру – и условный рефлекс сформирован.

Согласно смежности раздражителей, при соблюдении упомянутых выше условий должны образоваться ассоциативные связи. Все было бы очень просто, если бы не некий студент-старшекурсник по имени Роберт Рескорла, который усомнился в том, что смежности раздражителей достаточно для формирования рефлекса.

Он предложил добавить к перечисленным выше правилам еще одно – правило предсказуемости.

Рескорла предположил, что условный стимул должен не только совмещаться с безусловным, но и точно предсказывать его.

Если в одной серии опытов временные промежутки между условным и безусловным раздражителями неравномерны (1 минута, 7 минут, 2 минуты, 12 минут и т. д.), безусловный стимул будет предсказуем.

Условный раздражитель должен применяться таким образом, чтобы организм ожидал появления безусловного раздражителя с определенной долей уверенности.

Рескорла не остановился на достигнутом. Некоторое время спустя, совместно с другим психологом Аланом Вагнером, он внес еще один вклад в теорию обучения. Согласно концепции Рескорлы-Вагнера, эффективность условного стимула прямо пропорциональна его неожиданности.

Если условный раздражитель предсказывает безусловный, между ними устанавливаются ассоциативные связи. На первом этапе ассоциации быстро крепнут. Затем, по мере привыкания субъекта к условному стимулу, прочность ассоциаций перестает возрастать.

Условный раздражитель становится более ожидаемым и соответственно менее эффективным.

Что такое вытеснение?

Понятие «вытеснение» было введено Зигмундом Фрейдом. Под данным термином понимается психологическая защита с целью активного забывания. Из человеческой памяти словно стирается некоторое событие или фактор, который вызывает резко отрицательные неприятные переживания у человека.

Другими понятиями вытеснение определяется как:

Суть вытеснения заключается в том, что психика направляет силы на забывание той информации, которая причиняет боль и сильные переживания, переводя ее в подсознательную часть. Поскольку мозг не может полностью забыть поступившую в него информацию, он может лишь перевести ее из сознательной сферы в подсознательную.

Делается это для того, чтобы психика человека пришла к своему равновесию, поскольку при наличии определенных мыслей или воспоминаний у индивида возникают глубокие и сильные переживания, эмоции, страдания.

Следует напомнить о том, что вытеснение является всего лишь одним из способов устранения негативной информации из памяти.

У одного человека произойдет вытеснение, а у другого сработает другая форма защиты, например, фиксация.

Вытеснение в психоанализе

Механизм вытеснения, который был предложен Фрейдом, является одним из факторов изучения в психоанализе.

При проведении бесед с клиентом психоаналитик обращает внимание на то, что было вытеснено его сознание.

Вытеснением в психоанализе называется защитный механизм психики, которая не желает переживать тревогу и страхи в реальном мире, поэтому вытесняет воспоминания в область подсознания.

Вытеснением считается акт регрессии, при котором в противоречие вступают реальные события и внутренние желания, инстинкты, интересы. Когда человек не может справиться с внутренним конфликтом, тогда возникает вытеснение – психика переносит воспоминания в неосознанное пространство, чтобы не вызывать острых ощущений.

Чтобы представить себе механизм вытеснения, следует привести метафору. Проходит лекция, на которой один из слушателей громко разговаривает и шумит, пока лектор излагает материал.

Когда лектору надоедает слушатель, он останавливается излагать материал и ставит ультиматум: пока слушатель не успокоится, он не будет дальше читать лекцию.

В аудитории находятся другие слушатели, которые становятся посредниками и выдворяют за дверь громкого слушателя. Лекция продолжается, все довольны.

  1. Лектор в данной ситуации является сознанием.
  2. Слушатель, который шумел, — неприятным воспоминанием.
  3. Слушатели, которые выпроводили нарушителя, — психикой.
  4. Территория за дверью – подсознанием.

Слушатель, которого выгнали, хочет вернуться обратно. Но на его пути становятся стражники (другие слушатели). Однако это не становится преградой, ведь шумный слушатель продолжает искать способы, как снова попасть в аудиторию: он ждет, когда «стражники» уснут, пойдут переодеваться, отлучатся на обед и т. д.

Все это является иллюстрацией того, как сначала информация загоняется в область подсознания, когда она становится мешающей и неугодной сознанию, а затем снова всплывает в памяти в различных образах, когда ей это удается.

Вытесненная информация никуда не исчезает и не пропадает. Она просто ждет момента, когда психика ослабит свою защиту, и тогда она сможет вырваться наружу.

Причем как именно информация всплывет в сознании, уже будет другим вопросом.

Однако есть такой вариант решения проблемы: когда лектор договаривается с шумным слушателем, чтобы устранить проблему на взаимовыгодных условиях. Тогда информация возвращается в сознательную память и становится просто воспоминанием, к которому человек спокойно относится. Именно данной трансформацией и занимается психоаналитик.

Неврозы являются результатом вытеснения. Если человек не принимает какую-то информацию, не может ее пережить, спокойно относиться, тогда она вытесняется (то есть забывается).

Зачастую такое вытеснение происходит в детском возрасте, однако в последующие годы человек продолжает решать эту же проблему, когда снова и снова сталкивается с ситуациями, которые вызывают у него тревогу, которую он вытеснил.

Нужно понять ту информацию, которая была вытеснена, чтобы устранить невротическое состояние и отправить ее в прошлое.

Вытеснение как психологическая защита

Вытеснение считается главным механизмом защиты психики, когда выполняются две функции:

  1. Предотвращаются негативные переживания за счет удаления из сознания в область бессознательного травмирующей информации.
  2. Контроль и удерживание травмирующей информации в области подсознания.

Примерами вытеснения могут быть ситуации после физического или сексуального насилия, ПТСР, военные действия и пр. Однако информация никуда не девается. Периодически она всплывает в памяти, человек может испытывать беспричинную тревогу, видеть кошмары или подолгу не засыпать.

С одной стороны вытеснение является способом адаптации психики к окружающим условиям. С другой стороны подавление мешает человеку развиваться, становиться сильнее и совершеннее, использовать свой прошлый опыт в теперешней жизни, а также устранять конфликты как внутри себя, так и во внешнем мире.

Итог

Психика все делает ради блага своего хозяина. Однако и человеку нужно постараться сделать все для гармонизации своей психики. Здесь нужно изъять информацию из подсознания, чтобы направить ее на решение проблемы, которая больше не будет волновать.

Вытеснение

Вытеснение

Вытеснение – это одна из главных психологических вторичных защит, выступает как мотивированное активное забывание. Вытеснение также называют подавлением и репрессией. Первым внедрил в науку это понятие З. Фрейд. Он уверял, что вытеснение это в психологии главный механизм формирования и становления бессознательного человека.

Функция репрессии лежит в уменьшении для психической сферы индивида спектра переживаний неприятных эмоций за счет убирания из воспоминаний сознания тех переживаний, событий, какие вызывают эти трудные чувства. Идея данного механизма такая: нечто забывается, выбрасывается из сознания и сохраняется вдали от осознания психикой человека.

Вытеснение – психологическая защита

Говоря о защитных механизмах психики человека, мы можем обозначить один из наиболее важных – вытеснение или репрессия.

Как утверждал отец психоанализа Зигмунд Фрейд: вытеснение это в психологии родоначальник и праотец всех форм защитных процессов психики. Сутью репрессии считается оправданное забывание чего-либо и содержание его под контролем в подсознании.

Такое подконтрольное забывание может применяться к травматическим событиям, опыту, чувствам, фантазиям, ассоциациям, что связаны с пережитым опытом.

Вытеснение может реализоваться в двух моментах: предупреждает появление негативной реакции путем удаления из сознательной части в бессознательную травмирующих воспоминаний, запретных желаний; удерживает и контролирует в бессознательном вытесненных желаний, импульсов, влечений.

Примерами вытеснения в психологии могут выступать так называемые «военные неврозы» или реакции ПТСР, опыт пережитого насилия человеком, когда пострадавший не может возобновить в памяти травматические события, пережитые чувства, свое поведение. Но человека мучают вспышки осознанных или неосознанных воспоминаний, флешбеки, кошмарные или назойливые сновидения. Подобное явление Фрейд назвал «возвращением репрессированного».

Следующим примером репрессии в психологии мы рассматриваем вытеснение в подсознание ребенка желаний и импульсов, что его пугают и есть запретными, с позиции социальных и моральных норм воспитания, но являются его нормальным развитием. Так, в период развития Эдипового комплекса ребенок с помощью своего Сверх-Я подавляет (вытесняет) половые импульсы к одному из родителей и желание уничтожить другого. Он учится вытеснять запретные желания в свое бессознательное.

Также к явлению вытеснения в обыденной жизни можно отнести банальное забывание говорящим имени человека, с которому возможны вытесненные подсознательные неприятные чувства, негативное отношение самого говорящего.

Во всех рассмотренных выше примерах вытеснения: глубокая травма, что мешает полноценной жизни, нормальный этап развития и банальное забывание в повседневной жизни просматривается необходимая природная адаптация психики. Ведь если человек будет постоянно осознавать все свои чувства, мысли, переживания, конфликты, фантазии, то он в них потонет. Значит, вытеснение играет положительную функцию в существовании индивида.

Когда же репрессия будет нести негативную роль и создавать проблемы? Для этого есть три условия:

– когда репрессия не выполняет свою основную роль (то есть надежно охранять вытесненные мысли, чувства, воспоминания, чтобы они не мешали индивиду полноценно адаптироваться к жизненным ситуациям);

– когда мешает человеку двигаться к направлению позитивных изменений;

– исключает использование других способов и возможностей преодоления трудностей, что были бы более успешными.

Подводя итоги, можем суммировать: вытеснение может применяться к перенесенному травматическому опыту человека; к аффектам, чувствам, воспоминаниям, связанными с перенесенным опытом; к запретным желаниям; потребностям, что не могут реализоваться или предусматривается наказание за их реализацию. Вытесняются некоторые события из жизни, когда человек ведет себя неприглядно; враждебное отношение; отрицательные чувства, черты характера; Едипов комплекс; комплекс Електры.

Чтобы вытеснения не создавали индивиду проблемы в виде неконтролированных воспоминаний, навязчивых мыслей, невротических реакций, симптомов болезни, человеку необходимо достичь определенной меры самоидентичности и целостности личного «Я». Если в раннем детстве человек не имел опыта обретения сильной идентичности, то неприятные чувства индивида имеют склонность контролироваться с помощью примитивных защитных механизмов: проекция, расщепление, отрицание.

Не все ситуации, связанные с забыванием или игнорированием относятся к вытеснению. Есть проблемы в памяти и внимании, которые зависят от других причин: органические изменения мозга, индивидуальные черты, отбор важной информации от неважной.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: