Зависимость от общества, как потребность в привязанности

Содержание
  1. Привязанность в психологии, теория привязанности – блог псиотерапевта
  2. Физический уровень
  3. Второй уровень формирования привязанности
  4. Принадлежность и верность
  5. Я – важен
  6. Пятый уровень – любовь
  7. Здоровая привязанность
  8. Невротическая или тревожная привязанность
  9. Избегающий тип привязанности
  10. Амбивалентная привязанность
  11. Дезорганизованная форма привязанности
  12. Формирование здоровой привязанности
  13. Привязанность и зависимость. В чем разница?
  14. Когда и как формируется привязанность
  15. Типы привязанности
  16. Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам
  17. А что дальше?
  18. Можно ли изменить тип привязанности?
  19. Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда
  20. Теория привязанности Гордона Ньюфелда
  21. Что даёт привязанность родителям?
  22. Как укреплять привязанность?
  23. Восстановление привязанности
  24. Теория привязанности: значимый взрослый как базовая потребность
  25. Как появилась теория привязанности
  26. Популяризация теории привязанности в России
  27. Что важно знать маме о привязанности

Привязанность в психологии, теория привязанности – блог псиотерапевта

Зависимость от общества, как потребность в привязанности

Одна из базовых потребностей человека – привязанность к другому. Каждый человек нуждается в привязанности независимо от возраста. При этом формирование личных особенностей привязанности происходит в детстве.

В каждом из нас заложено безусловное внутреннее стремление к поиску некой значимой фигуры (взрослого, родителя), который на этапе младенчества обеспечивал бы нам удовлетворение наших потребностей. Это стремление напрямую связано с выживанием.

Младенец именно так и чувствует свою привязанность к матери – страх быть отвергнутым очень близок, очень похож как по оттенку, так и по интенсивности на страх смерти. Ребенок, без вовлеченности в него значимого взрослого не может выжить. Поэтому развитие механизма привязанности – это очень ранние механизмы формирования психики.

Считается, что основа привязанности формируется в первые дни жизни ребенка и закрепляется в течение нескольких первых лет. Чрезвычайно важно в это время, чтобы ребенок получал материнскую ласку, телесный контакт, контакт глаз, слышал нежный мамин голос.

Важно также, чтобы с момента запроса (ребенку плохо, он закричал, заплакал) до момента маминого отклика проходило не слишком много времени. В теории это всё звучит логично и элементарно, а на практике часто просто невозможно маме чутко реагировать на каждый сигнал ребенка.

Поэтому далеко не всем нам повезло с полноценной и сбалансированной привязанностью.

Если же ребенок с первых дней сталкивался с раздражением, отвержением, слышал крики, скандалы, швыряние предметов, маме из-за каких-то обстоятельств было в какие-то моменты не до него, то в нём формируется привязанность, основанная на страхе, на тревоге, на стремлении удержать другого. Но давайте обо всём по порядку.

Привязанность формируется в несколько этапов и на нескольких уровнях.

Физический уровень

Ребенку очень важно, чтобы его брали на руки, чтобы с ним разговаривали, чтобы ему смотрели в глаза. Доказано, что мамы, страдающие послеродовой депрессией, берут своих детей в несколько раз реже.

Поэтому послеродовую депрессию надо обязательно лечить хотя бы даже не только ради самой мамы, но и для ребенка.

Ребенку нужно чувствовать тепло материнского тела, его запах, поглаживания – какие-то физические воздействия.

Второй уровень формирования привязанности

Характеризуется стремлением малыша копировать поведение взрослых, подражать им, быть на них похожим. Многие заставали своих малолетних детей за играми с помадой или примеркой маминых туфель с каблуками. На этом уровне начинаю возникать ростки самоиндентичности, ребенок невольно ищет и пробует разные формы поведения, находя примеры в своём ближайшем окружении.

Принадлежность и верность

Примерно в возрасте трех лет привязанность начинает формироваться на уровне присвоения. Ребенку свойственно присваивать что-то себе. При этом типично услышать в это время от него: «Моё!», «Моя мама!», «Моя игрушка!».

То есть ребенку важно присвоить себе какой-то объект, почувствовать, что объект – как бы часть его, никому больше не принадлежит.

В это время ребенок начинает хорошо чувствовать свою отличность от других людей, закрепляется деление на «моё – чужое», «свой – чужой».

Я – важен

На четвертом уровне формирования привязанности ребенку становится важно чувствовать, что он кому-то важен. Ощущение, что я кому-то принадлежу, являюсь частью чьего-то внимания.

Пятый уровень – любовь

На шестом уровне формируется психологическая привязанность. Это как раз то, чем занимается и что исследует психолог. Некая способность делиться своим внутренним миром с кем бы то ни было. Своими переживаниями, своими чувствами, своими ощущениями.

В этом месте важно отделить настоящее «делиться», которое мы, психологи понимаем в контексте внутреннего избытка, от типичного для современной доминаторной культуры «делиться» из дефицита. Приведу пару примеров.

Пожилые женщины «делятся» сплетнями из внутреннего дефицита в неосознаваемом стремлении обличить кого-то в чём-то недостойном, чтобы утвердиться в логичности и правильности своей конструкции «я – плюс, другие – минус».

Или другой пример: когда один партнер говорит другому «Я тебя люблю!» не из состояния счастья и избытка, а в надежде, что второй партнер ответит то же самое, как бы спровоцировать его на признание.

Мы же под словом делиться имеем ввиду желание что-то делать для другого, не столько для того, чтобы что-то получить взамен, сколько для того, чтобы что-то подарить, чем-то одарить другого.

Здоровая привязанность

Если все эти этапы прошли относительно благополучно, то у человека формируется здоровая привязанность. Прямо скажем, это довольно редкие случаи, и таких людей не много. Считается, что порядка 15-20% современного общества обладает здоровыми формами привязанности. Остальная же часть оказывается вознаграждена некими измененными, искаженными формами привязанности. Их несколько.

Невротическая или тревожная привязанность

Самая типичная и наименее деструктивная форма, которая формируется в результате родительского пренебрежения или попустительства, когда ребенку не хватает некой фигуры, которая поддерживала бы, помогала ему ориентироваться в жизни.

Либо в противоположном случае – в условиях гиперопеки, когда ребенок находится в условиях усиленного неусыпного родительского контроля.

Который ребенок воспринимает как постоянный настойчивый сигнал от взрослых, что мир не безопасен, что надо быть начеку, нужна защита, без которой можно пропасть.

Такая привязанность характеризуется сильной потребностью в контроле. Также для людей с таким типом характерно в контакте с другими людьми бессознательно провоцировать на агрессивность и раздражительность.

Они не могут строить отношения через свою собственную устойчивость, им важно, чтобы на них отреагировали хоть как-то. Если не получается вызвать симпатию, ласку, принятие, тогда хотя бы накричите, хотя бы стукните.

Такое поведение можно наблюдать не только у детей, но и у взрослых, и даже в довольно серьёзном возрасте. Меняются формы, но суть остается прежней.

Избегающий тип привязанности

Внешне этот человек может выглядеть автономным, ни в ком не нуждающимся, что где-то может даже восприниматься как здоровая самостоятельность. Такая форма привязанности является реакцией на не прожитую потерю, на не реализованные механизмы горевания.

Механизм таков: после потери человек испытывает тяжело выносимые переживания, тяжело дающиеся. Человек в этом моменте чувствует себя плохо, страдает, грустит. Это противоречивый и горький коктейль, от которого хочется избавиться.

И впоследствии, чтобы не сталкиваться с такими не простыми чувствами, психика выбирает такой способ формирования своего окружения – избегать близких отношений. Эта привязанность начинает у самого человека ассоциироваться с примерно такой формулировкой: я скорее никому не подхожу – реальная причина не осознается.

В отношениях человек испытывает в какой-то момент вместо дальнейшего сближения, стремление отдалиться. И в этом испытывает успокоение, возобновление некой стабильности.

Амбивалентная привязанность

Человек при этом склонен то довольно быстро приближаться, то отдаляться. Это может выражаться, к примеру, в непонятной динамике искренности разговора.

Вчера мы с этим человеком обсуждали  какой-то интимный и трогательный опыт, сегодня он едва слышно буркнул что-то вместо приветствия и прошел мимо.

То мы слышим от человека признания в дружбе, то вдруг замечаем, что он не разделяет наши взгляды и ведет себя чуть ли не враждебно.

Такая форма привязанности формируется, если ребенок растет в примерно такой же обстановке нестабильного отношения взрослых. Сегодня, к примеру, отец сильно отругал и незаслуженно наказал, завтра, наоборот, сводил в кино и купил мороженое. Это может быть связано с обычной эмоциональной неустойчивостью, либо с какой-либо формой психической патологии.

Тут очень важно упомянуть про формирование зависимых моделей поведения. К примеру, только что папа был ласков с дочкой, но вдруг у него произошел неприятный телефонный разговор и теперь он раздражен и зол. Состояние девочки резко меняется. При этом она не контактировала с тем позвонившим человеком.

Её состояние напрямую зависит от папиного – у него оно испортилось, она вынуждена реагировать на это, её состояние тоже меняется из-за изменения папиного. Похожая картина происходит, когда папа, к примеру, выпил. Состояние девочки меняется из-за того, что меняется папино под воздействием алкоголя.

Дезорганизованная форма привязанности

Это реальная жесть. Такая форма привязанности формируется, когда ребенок растет в условиях выживания. Тут нет опыта построить привязанность через любовь, но есть много опыта построения отношений через страх. В итоге человек не осознает, что он склонен строить такие отношения, в которых его будут бояться. Через доминирование и силу он будет чувствовать себя безопасно.

Механизм формирования и функционирования привязанности напрямую связан с циклом напряжения и расслабления.

Ребенок выронил соску, закричал, задрыгал ручками, тут появляется мама, успокаивает, вставляет соску ему обратно в рот – ребенок расслабляется. Похожий цикл постоянно происходит и уже во взрослой жизни.

Удалось разгадать, чего хочет клиент —  расслабление. Удалось решить сложную задачу – расслабление.

Формирование здоровой привязанности

В заключение, расскажем, что способствует формированию здоровых форм привязанности. Это, легализация в контакте языка потребностей.

Когда потребности ребенка признаются, не высмеиваются, не подвергаются критике, когда за этим ребенок видит стремление родителей помочь ему в удовлетворении.

Есть большая разница, когда одна мама в магазине в ответ на просьбу купить игрушку, говорит «Как тебе не стыдно! У тебя их уже вон сколько, а у кого-то совсем нет!», а другая: «Я бы и сама хотела купить тебе такую, но у нас тогда не хватит денег на продукты.»

Важно, чтобы в семье практиковалось выражать свое эмоциональное состояние при помощи слов. Это касается и самих родителей, и чтобы они как-то помогали ребенку делать то же самое – называть свои чувства, эмоции, переживания, описывать свой внутренний мир.

Важно, чтобы ребенок видел, что взрослые на что-то идут ради него, что-то меняют в своей жизни ради него,  а не просто живут свою жизнь, с раздражением реагируя, когда надо что-то сделать для ребенка, обратить на него внимание.

И конечно важно, чтобы в жизни ребенка были положительные эмоции. Повеселиться, посмеяться – это должно присутствовать, этого должно быть много. Это не значит, что родители должны выполнять роль клоунов и шутов. Это значит, что в отношениях должно быть место юмору, шутке, игре.

В этом случае формируется способность переживать радость и веселье. Дело в том, что в определенных ситуациях, когда энергия на низком уровне, психике проще свалиться в грусть и тоску, тогда радость и веселье становятся как бы не по карману.

Воспитанная и выработанная привычка чаще веселиться помогает ребенку держать этот тонус, быть менее подверженным деструктивным мысленным и эмоциональным механизмам.

Привязанность и зависимость. В чем разница?

Зависимость от общества, как потребность в привязанности

Каждого из нас связывают с другими людьми незримые нити, которые ткут ткань отношений, соединяющую нас. Какая это ткань? Согревающая, дарящая тепло близости, привязанность — или сковывающая, удушающая зависимость. В чем разница между ними? Что же такое привязанность?

Привязанность – тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения.

При этом большинство исследователей сходятся во мнении, что привязанность является важнейшей потребностью человека, а сами отношения привязанности определяют развитие человека на всем протяжении жизни.

Когда и как формируется привязанность

В настоящее время существует представление, что от того, как развивалась привязанность, зависит, насколько человек благополучно чувствует себя в обществе (будь это семья, коллектив учебный или рабочий).

Сама же привязанность в основном формируется в раннем детском возрасте из отношений с родителями, продолжает формироваться в дальнейшем развитии (особенно в подростковом возрасте) при общении со сверстниками и может изменяться уже во взрослом возрасте при образовании пары, семьи, при общении с друзьями и коллегами по работе. По сути дела, привязанность обеспечивает выживание человека на протяжении всей жизни в нашем обществе.

Теперь уже ясно, что не только маленькие дети, но и люди всех возрастов бывают наиболее счастливы и могут максимально развернуть свои таланты, когда они уверены, что позади них есть кто-то, кому они доверяют, и кто непременно придет на помощь, если возникнут какие-то трудности. Тот, кому доверяют, обеспечивает безопасный тыл, на основе которого человек может действовать. Джон Боулби

При рождении ребенок полностью зависит от родителей, и поэтому эмоциональная связь с ними обеспечивает ему выживание.

  • Если эта связь надежная, родители доступны, эмоционально чувствуют себя хорошо, с любовью и теплом заботятся о ребенке, то и он чувствует себя комфортно, развивается, играет, исследует мир без страха и опаски.
  • Если же родители по какой-то причине недоступны, переживают негативные чувства и эмоции не одномоментно, а на протяжении долгого времени, к ребенку относятся противоречиво, то он начинает пугаться, искать спасения и уверенности у родителей, а обрести его в полной мере не может.

В зависимости от поведения родителей у ребенка постепенно формируются определенные модели поведения, которые накладывают глубокий отпечаток на всю его жизнь. В соответствии с этими моделями сначала ребенок, а потом и взрослый человек пытается понимать, предсказывать мысли, чувства и поведение другого человека, строит свое поведение.

Это не означает, что они не могут изменяться. Как раз их изменение, подстройка под необходимые условия развития человека, его потребности и обеспечивают ему необходимую социализацию. А от того, насколько эти модели изменились, подстроились, зависит способность создавать действительно близкие отношения, благополучно разрешать конфликты в отношениях.

  • Если в семье (паре) ее члены (партнеры) могут рассчитывать на взаимную доступность друг друга, возможность получить внимание, поддержку и заботу, то у них имеется возможность полноценно отдавать свое время также и деятельности, общению с друзьями, коллегами, родителями.
  • Если модели не изменяются в соответствии с условиями жизни, потребностями развития человека, то чувство уверенности, надежности в родителях (партнере) нарушается, нарушается также способность человека чувствовать себя благополучно во взаимодействии с другими людьми, создавать действительно близкие отношения, разрешать конфликты.

Типы привязанности

В своих исследованиях известный психолог Мэри Эйнсворт выделяет следующие типы привязанности:

  1. избегающий,
  2. надежный,
  3. амбивалентный,
  4. дезорганизованный.

Психолог Мэри Мэйн выделила несколько отличающиеся основные типы привязанности, такие как:

  1. автономный (надежный),
  2. дистанцированный (ненадежный),
  3. тревожный (ненадежный).

Можно сказать, эти три типа Мэйн практически совпадают с тремя типами привязанности у детей, выделенными М.Эйнсворт (надежный, избегающий и амбивалентный). В целом можно говорить о развитии здоровой и нездоровой привязанности. К здоровой привязанности можно отнести надежный тип, к нездоровой соответственно два или три другие.

Здоровую привязанность можно определить как стремление и способность к переживанию эмоционального удовлетворения от общения с другим человеком, желание эту связь сохранить, в тоже время сохраняется автономность и целостность личности человека.

При нездоровой привязанности также имеется стремление к получению эмоционального удовлетворения от общения с другим человеком, однако способность к получению и переживанию этого удовлетворения нарушена.

В результате возникает неудовлетворенная потребность, которую человек стремится восполнить за счет другого, заполнить собственную пустоту или тревогу другим человеком, надеясь получить от него недостающие ему чувства и эмоции.

Такие чувства он действительно получает, но при этом возникает эмоциональная зависимость от другого человека или созависимость.

«Созависимость определяется как психологическое расстройство, причиной которого является незавершенность одной из наиболее важных стадий развития в раннем детстве – стадии установления психологической автономии.

Психологическая автономия необходима для развития собственного «Я», отдельного от родителей. Люди, у которых эта стадия развития завершается успешно, в дальнейшем не зависят от людей или вещей, находящихся вовне, которые управляли бы ими.

У них существует целостное внутреннее ощущение своей уникальности и четкое представление о своем «Я» и о том, кто они есть. Они могут находиться в близких отношениях с другими людьми, не опасаясь потерять себя как личность.

Они могут эффективно удовлетворять все свои потребности, обращаясь непосредственно к другим лицам, если им необходима помощь.И наконец, они не теряют общего позитивного представления о самом себе, когда окружающие их критикуют.

Незавершенность этой жизненно важной стадии может лишить человека полноты ощущений всех его человеческих качеств и заставить вести очень замкнутую жизнь, в которой будет преобладать страх, неискреннее поведение и зависимости». (Берри и Дженей Уайнхолд. Освобождение от созависимости)

Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам

Зависимость от общества, как потребность в привязанности

Первым ученым, обнаружившим, что для ребенка жизненно важна привязанность к заботящемуся о нем взрослому, стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби, заинтересовавшийся этологией — наукой о генетически обусловленном поведении животных и людей.

Если абстрагироваться от всех сантиментов, связанных с детско-родительской любовью, становится понятно, что она несет важную функцию для выживания вида: будет очень хорошо, если родители не съедят или хотя бы не убьют собственное потомство, что требует некоторых дополнительных усилий со стороны природы (например, поэтому во время родов и в период кормления у женщины повышается уровень окситоцина, отвечающего за эмоциональную привязанность к ребенку).

Психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью просто ради удовлетворения физических нужд, Боулби же добавил к этому социальную составляющую. Привязанность к значимому взрослому — это полигон, на котором оттачивается способность завязывать социальные отношения и определяется степень базового доверия к миру.

На это у ребенка есть примерно два года — в возрасте до двух месяцев младенцы улыбаются, лепечут и плачут, чтобы привлечь внимание любого взрослого, с двух до шести они учатся различать взрослых и выбирают среди них наиболее значимого, а после шести месяцев начинает формироваться устойчивая привязанность.

Поскольку младенец чисто технически не может выйти из отношений с родителями, ему приходится адаптироваться к любому отношению со стороны взрослого, в том числе к холодности, отвержению или непредсказуемому поведению.

Разделявшая идеи Боулби психолог Мэри Эйнсворт в 1960-х и 1970-х годах исследовала то, как этот опыт влияет на паттерны привязанности.

Ее знаменитый эксперимент получил название «Незнакомая ситуация»: вначале за младенцами и их матерями наблюдали в домашних условиях, оценивая то, как мать реагирует на разные «позывные» со стороны ребенка.

В возрасте от года до полутора лет малышей с матерями приглашали в специально оборудованную лабораторию, где моделировали разные ситуации: присутствие матери и разделение с ней, а также появление незнакомца. Исследователей интересовало, насколько ребенка будет тревожить отсутствие матери, насколько смело он будет готов исследовать новую ситуацию, как будет реагировать на чужого человека и последующее возвращение матери. По итогам Эйнсворт выделила четыре основных типа привязанности:

  • Надежный. Такие дети уверены, что мать может удовлетворить их потребности, и тянутся к ней за помощью при столкновении с чем-то неприятным. При этом они чувствуют себя достаточно защищенными, чтобы исследовать окружающую среду, понимая, что взрослые непременно придут на помощь в случае опасности. В будущем такой ребенок будет ценить любовь и доверие, но при этом останется достаточно самостоятельным и уверенным в себе.
  • Тревожно-устойчивый. Он формируется, когда ребенок не уверен, что мать или другой значимый взрослый будет рядом, когда он понадобится. Поэтому такие дети обостренно реагируют на разлуку, настороженно относятся к чужим и не очень готовы действовать самостоятельно, потому что не чувствуют себя в полной безопасности. Интересно, что у такого ребенка формируется неоднозначная реакция на возвращение матери: он и рад этому возвращению, и зол на то, что его бросили. Такие дети вырастают неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми, часто они слишком сильно нуждаются в подтверждениях взаимности.
  • Тревожно-избегающий. Это самые независимые дети, которые не особенно расстраиваются из-за отсутствия матери. Такие младенцы рано столкнулись с холодом или отвержением со стороны опекающих взрослых. В отличие от предыдущего типа, здесь у ребенка не возникает избыточной потребности во внимании и заботе — наоборот, он перестает их ждать. Эти дети усваивают, что потребность в близости приводит к разочарованию, и стараются в дальнейшем обходиться без нее.
  • Дезорганизованный. Такие дети демонстрируют противоречивое поведение, они то тянутся к взрослым, то боятся, то бунтуют. Как правило, такой стиль поведения связан с серьезными психологическими травмами.

А что дальше?

Как показывают американские исследования (например, вот это), эти ранние типы привязанности влияют на формирование отношений со сверстниками. Если с ребенком не происходит ничего, рвущего сложившийся шаблон, эти модели поведения закрепляются.

В 1980-х ученые Сидни Хазан и Филипп Шейвер зашли еще дальше и распространили теорию привязанности на взрослые романтические отношения — исходя из той логики, что гармоничные отношения в паре, так же как и отношения ребенка со значимым взрослым, — это безопасная база, которая помогает справляться с вызовами окружающей среды.

У взрослых также выявили четыре типа привязанности, соответствующие детским моделям из классификации Мэри Эйнсворт.

Взрослые с надежным типом привязанности чаще других строят здоровые и сбалансированные романтические отношения. Они способны высоко ценить как себя, так и другого человека, формируют прочные связи, но остаются самодостаточными и не впадают в зависимость от партнера.

Тревожные недооценивают себя и переоценивают партнера, они часто склонны к созависимым отношениям и постоянно ищут подтверждения собственной значимости.

К сожалению, такой стиль построения отношений в какой-то степени поощряется культурой: мы часто романтизируем всепоглощающую, жертвенную любовь, помещающую объект привязанности в центр Вселенной.

С точки зрения психологов, такое «отношениецентричное» поведение — признак патологии, да и сам объект удушающей любви часто не в восторге от того, что стал чьим-то Вронским или Беатриче.

Избегающе-отвергающие — противоположность предыдущих: они считают себя самодостаточными и в идеале хотели бы полный иммунитет от чувств.

Такие люди неосознанно боятся уязвимости и отвержения, поэтому они либо все время держатся на дистанции, либо, если уж с кем-то сошлись, часто рвут отношения «на опережение» из-за страха быть брошенными.

С таким типом привязанности сильно искушение считать себя просто «сильным и независимым» человеком, не отдавая себе отчета в том, что способность рисковать и открываться перед другим так же важна для сильной личности, как и умение быть самостоятельным.

Тревожно-избегающих раздирают постоянные противоречия: они и хотят близости, и боятся ее.

Можно ли изменить тип привязанности?

Ученые из Канзасского университета предполагают, что в формировании привязанности могут играть роль и генетические факторы: некоторые вариации генов, кодирующих допаминовые и серотониновые рецепторы, могут способствовать формированию тревожного и тревожно-избегающего типов привязанности. Но на данный момент это лишь предположение.

Как показали долгосрочные американские исследования, у 70–80% населения тип привязанности особо не меняется со временем. Это означает, что заложенные в нас в детстве модели взаимоотношений действительно очень устойчивы.

С другой стороны, определенный процент людей все же может изменить свой подход к отношениям, а значит, тип привязанности — это лишь стойкая привычка, но не неотъемлемая часть личности, и с ней можно что-то сделать.

Некоторые виды психотерапии были разработаны специально для решения подобных проблем — более долгосрочная «психотерапия, основанная на привязанности» (attention-based therapy), отпочковавшаяся от психоанализа, и более краткосрочная эмоционально фокусированная терапия, представляющая собой микс из методов гештальт-, личностно ориентированной и других видов терапии.

Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

Зависимость от общества, как потребность в привязанности

Гордон Ньюфелд

С недавних пор среди мам и пап, активно интересующихся психологической литературой, стала популярной теория привязанности за авторством канадского доктора Гордона Ньюфелда.

Психотерапевт длительное время изучал взаимоотношения разных поколений. Итогом наблюдений стала интересная книга «Не упускайте своих детей». В ней автор рассуждает о важности привязанности в семье.

Чем ещё интересен труд доктора Ньюфелда?

По мнению учёного, привязанность можно назвать основной человеческой потребностью, более значимой, чем, к примеру, приём пищи. Однако если в младенчестве крохе требуется теснейшее телесное взаимодействие со взрослыми (прежде всего, с матерью), то для старших ребят слово «близость» имеет другое значение.

Теория привязанности Гордона Ньюфелда

Автор выделил шесть ступеней психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в условиях благоприятной семейной обстановки в раннем и дошкольном возрасте.

  1. Привязанность через ощущения

Новорождённый должен постоянно взаимодействовать с тем, кто проявляет о нём заботу. Прежде всего, это любимая мамочка. В период новорождённости привязанность возникает благодаря ласковым прикосновениям, грудному кормлению, ношению на ручках.

Малышу важно ощущать материнский запах, слышать звук её голоса, рассматривать её лицо. Если эти врождённые инстинкты не удовлетворяются, младенец выражает тревогу громким плачем.

Стремление к тесному общению с близкими людьми остаётся с человеком надолго, даже если по каким-либо причинам пропадают другие уровни психологической зависимости.

  1. Желание походить на родителей

У годовалых карапузов проявляется второй уровень привязанности – стремление к похожести. Малыш подсознательно ощущает, что стать ближе к взрослым можно, если стараться походить на них. Теперь ребёнок стремится подражать маме и папе: ведёт себя так же, даже в интонациях и привычках.

  1. Чувство принадлежности и преданности

К трём годам малыши начинают считать родных людей собственностью. Для них привязанность – это владеть теми, кого они любят, и принадлежать тому, кто ухаживает за ними. В детском словаре фигурируют такие выражения, как «моя киса», «моя мама», «мой папа».

Так кроха не только предъявляет права на владение ими, но и заявляет, что привязан к ним, любит их. Преданность же в данном случае означает готовность малыша быть послушным, сохранять своеобразную верность дорогому для него человеку.

  1. Желание собственной значимости

В четыре года ребёнок стремится почувствовать себя нужным маме и папе, показать свою значимость. Вот почему в этом возрастном периоде дети становятся особенно чувствительными к недовольству взрослых и пробуют любыми способами заслужить родительское одобрение. Теперь малыш более мягок, покладистее и пытается вести себя по озвученным правилам.

Если в семье сохраняются близкие отношения, то на пятом году жизни малыш «влюбляется» в родителей. Прежде малыши говорили, что «любят мамочку», копируя фразы других людей. Сейчас же они по-настоящему привязаны к маме и папе, отдают им свою любовь.

Эта стадия привязанности уже настолько совершенна, что ребёнок без особых проблем расстаётся со взрослыми на длительный срок. Ему уже не так принципиально обязательное нахождение рядом мамы или папы, чтобы сохранить к ним тёплые чувства.

  1. Стремление быть познанным

Гордон Ньюфелд назвал самый высокий уровень привязанности психологической близостью. Шестилетний ребёнок хочет поделиться с близкими людьми тем, что он ощущает, о чём думает, рассказать о своих неурядицах и радостях. Проще говоря, дети посвящают родного человека в свои самые сокровенные тайны.

Подобное доверие не оставляет места недосказанности и проблемам в семье. Однако автор теории отмечает, что современный ребёнок во многом остаётся непонятым. Отсюда и стремление родителей изучать книги по воспитанию, в которых, к сожалению, раскрываются лишь методы манипуляции детьми.

Итак, привязанность – это то, в чём нуждаются дети, поскольку именно она даёт им ощущение безопасности. Если эта потребность не удовлетворяется, малыш не сможет развиваться гармонично.

Психологическая связь – необходимое условие трансформации ребёнка из зависимого существа в зрелую самодостаточную личность.

Что даёт привязанность родителям?

Последовательное освоение шести уровней привязанности значительно упрощает воспитательный процесс. Теперь он не требует от мам и пап дополнительных усилий и чрезмерного напряжения. Ньюфелд в своей книге раскрывает секрет: имеет значение не то, что делает родитель, а то, кем он является для ребёнка.

Если ребёнок чувствует привязанность к близким родственникам, то:

  • он охотно их слушается;
  • он доверяет свои тайны и мысли;
  • он перенимает их образ жизни, мораль, нравственные принципы и ценности;
  • исключена даже вероятность обмана.

Теория привязанности Гордона Ньюфелда интересна ещё и тем, что считает воспитание не сочетанием отдельных приёмов и методик, а воспринимает его как отношения между разными поколениями.

Отсюда и мнение автора о том, что бесполезно воздействовать на детское поведение через наказания и поощрения.

Если близкие люди не удовлетворяют стремление ребёнка к привязанности, он стремится направить своё желание близости на другого человека – например, на ровесника, который сам остаётся незрелой личностью и неспособен обеспечить ощущение безопасности и безусловное принятие.

Ньюфелд пишет о возникновении так называемой конкуренции, или ориентации на сверстников, которая может привести в будущем к таким нежелательным последствиям, как:

  • ранняя сексуальность у подростков;
  • наркомания;
  • агрессивность;
  • детская преступность;
  • низкая обучаемость и усвоение знаний;
  • инфантилизм.

Таким образом, для взрослых чрезвычайно важно обеспечить условия для развития психологической привязанности у маленького ребёнка, иначе есть вероятность утраты родительского авторитета в дальнейшем и настройка на подростковую среду, которая не всегда оказывает положительное влияние на детей.

Как укреплять привязанность?

Автор теории призывает взрослых установить с детьми прочную эмоциональную связь. Это важно не только для более лёгкого воспитания, но и для создания по-настоящему крепких детско-родительских отношений.

Перечислим несколько конкретных рекомендаций Ньюфелда.

  1. Общайтесь благожелательно. Не следует уделять ребёнку внимание только лишь с целью запретить, раскритиковать и одёрнуть его. Самое главное для родителей – не руководить детским поведением, а создать тёплые отношения.

    Особое внимание нужно уделять восстановлению контакта после разлуки (уроки в школе, ваша работа, ссора). Большое значение в этом имеют приветствия, включающие взгляды, мимику и поглаживание по плечу.

  2. Проявляйте искренний интерес к ребёнку. Очень важно показать, что он вам необходим, вы ему рады и любите его таким, какой он есть.

    Это можно сделать как с помощью объятий, так и через совместные занятия, игры, общение на интересующие ребёнка темы. Самое главное – показать искреннюю заинтересованность.

  3. Поощряйте зависимость. Да, именно так. Гордон Ньюфелд выступает категорически против преждевременного обучения ребёнка независимости.

    По мнению автора:

  • если ребёнок выступает против зависимости от родителей, значит, он пытается избавиться от привязанности к ним;
  • детскую самостоятельность нельзя ускорить, она придёт в подходящее время;
  • стремление к независимости возникает у ребёнка тогда, когда его потребность в зависимости целиком удовлетворена;
  • если ребёнок не зависит от родителей, он удовлетворит свою привязанность на стороне.

Поощрять зависимость у детей можно через знакомство с окружающим миром, обучение новым навыкам, заботу и помощь.

  1. Откажитесь от разделяющей дисциплины.

    Автор выступает против новомодного увлечения родителей дисциплинарными методами, которые устанавливают границу между ребёнком и родителей.

    Тайм-аут, стояние в углу, угрозы отдать малыша Бабайке, Бабе-Яге, игнорирование – лишь некоторые примеры неконструктивных воспитательных приёмов, которые только мешают привязанности.

Восстановление привязанности

Даже если у детей слабый уровень привязанности к родителям и они предпочитают ориентироваться на сверстников, эту ситуацию можно исправить. Обычно эта проблема появляется, когда ребёнок достигает подросткового возраста.

Безусловно, чем раньше родители начнут восстанавливать психологическую связь, тем выше вероятность положительного результата. Ньюфелд предлагает пару конкретных шагов:

  • переведите градус общения на себя с помощью общесемейных выходных, пикников и путешествий. Таким способом вы создадите пробел в близости ребёнка к сверстникам, заполнив пустоту собой;
  • общайтесь с ребёнком в доверительной обстановке, наедине, подобный формат разговора поможет ему раскрыться, поспособствует развитию искренних отношений.

Не стоит забывать, что цель ваших действий – не изоляция ребёнка от приятелей, а восстановление психологической связи. В противном случае возможны протестные настроения и подростковый бунт.

Итак, теория шести уровней привязанности психотерапевта Гордона Ньюфелда заслуживает внимания неравнодушных родителей. Автор считает, что привязанность детей к значимым взрослым чрезвычайно важна для благополучного развития.

Несмотря на то, что в современном обществе преобладает мнение о раннем приучении к самостоятельности, канадский психолог уверен, что именно психологическая близость с родителями поможет ребёнку стать независимой и яркой личностью.

Теория привязанности: значимый взрослый как базовая потребность

Зависимость от общества, как потребность в привязанности

Привязанность — это особое отношение ребенка к матери, обеспечивающее малышу чувство безопасности и эмоциональную поддержку. Основой теории привязанности послужили работы английского психолога Джона Боулби, которые он сделал во время Второй мировой войны. Ученый на практике исследовал влияние семьи и ее отсутствия в жизни маленького человека.

Как появилась теория привязанности

Боулби отталкивался от тезиса Зигмунда Фрейда о необходимости ранней социализации.

Для ученого было важно понять — как успешно выстроить линию на пути из детства во взрослую жизнь, и какую роль в этом всем играет привязанность.

Мать для ребенка, по мнению психолога, это способ получения обратной связи от мира. Младенец, оставшейся без попечения значимого взрослого, рискует своей жизнью, даже если за ним постоянно осуществляют уход.

Теория привязанности оказала влияние на понимание важности потерь и разлук, а также частично вошла в некоторые терапевтические подходы. Матерей стали пускать в отделения реанимации и класть в больницу вместе с ребенком, если предполагалось длительное лечение.

Популяризация теории привязанности в России

Людмила Петрановская — известный российский психолог и публицист, специалист по семейному устройству.

В своей книге “Тайная опора” она выделила 7 стадий развития привязанности:

  • вынашивание (беременность)
  • донашивание (до того момента, пока ребенок не начнет ползать)
  • “у юбки” (от ползания до кризиса трех лет)
  • кризис трех лет
  • “нежный возраст” (4-6 лет)
  • кризис семи лет
  • подростковый кризис

Также автор классифицировала все травмы, связанные с привязанностью. Они могут быть последствием какого-либо события (например, потеря близкого или насилие) и дефицитарными. Последние мы обычно не замечаем: они выражены неярко и разрушают ребенка медленно. Тем не менее, если вовремя не будет принято каких-то мер, последствия могут быть самыми серьезными.

  • В условиях депривации (нахождения без матери) у ребенка формируется диффузная привязанность — ко всем сразу. Значимыми становится целая группа людей: одновременно малыш привязан ко всем и ни к кому. Такая модель поведения прослеживается у сирот в детских домах.
  • У домашнего ребенка может проявиться функциональная привязанность. Это происходит, когда мама проводит с малышом мало времени: ее постоянно заменяют няни или бабушки.
  • Перевернутая привязанность возникает, если в окружении ребенка нет надежных взрослых. Здесь остается только один вариант: стать взрослым самому.

В большинстве своих книг Людмила Владимировна поднимает такие актуальные темы как воспитание детей и поиск решения в конфликтных ситуациях с ними. Про теорию привязанности можно также прочитать в ее изданиях, посвященных приемным родителям: “Дитя двух семей”, “Минус один? Плюс один!”

Что важно знать маме о привязанности

Первые появившиеся рефлексы, хватательный и сосательный, нужны для того, чтобы удержать рядом взрослого. Малыш сосредоточенно изучает лицо своей матери. Если ребенку нужна помощь, он громко плачет, а родители делают все, чтобы ему помочь: кормят, укачивают, меняют памперсы. Каждый акт заботы формирует у маленького человека чувство защищенности.

Малыш понимает: если с ним постоянно будет взрослый, ему не стоит ничего бояться. Благополучие маленького человека не зависит от условий, в которых он живет, и материальных ценностей. Если с родителями все в порядке, и они рядом — остальное уже неважно.

СПРАВКА! К году домашний ребенок четко учится отличать “своих” и “чужих”; он осознает, что от посторонних людей можно ждать всего, что угодно. Уже в более старшем возрасте мама часто пытается сломать в своем сыне или дочери эту “программу безопасности”: приучает быть вежливым, ругает за излишнюю робость.

После года малышу важно научиться поведению следования. Оно основано на передвижении в пространстве и подражании.

Столкнувшись с проблемой, ребенок идет к маме. Масштаб “несчастья” может быть любой: от набитой шишки до разрушенной башни из кубиков. Найти утешение возле своего значимого взрослого для ребенка — базовая необходимость.

ВАЖНО! Нельзя говорить малышу “не плачь”; не стоит сразу отвлекать его внимание и веселить. Позвольте крохе прожить свой стресс, находясь рядом с вами, а не проглатывать его.

В три года у ребенка наступает кризис: оказывается желания родителей и его далеко не всегда совпадают.

Малыш начинает проверять теорию привязанности на прочность: останется ли взрослый надежным, не смотря на все детские непослушания? Сейчас маме важно помочь сыну или дочери пережить негативные проявления правильно. Тогда дите поймет, что живет в мире, где его воля ограничена волей других людей.

Привязанность можно сравнить с невидимой нитью, которая сохранится у ребенка на всю его жизнь. От того, какой прочной она будет, зависят ваши дальнейшие отношения. В будущем дети, ориентируясь на модель поведения со своими родителями, создают собственные семьи и сами становятся значимыми взрослыми.

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: