Жестокость подростков

Содержание
  1. Как справиться с подростковой жестокостью
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 5
  7. Жестокость и агрессивность у подростков
  8. Что стоит за агрессией
  9. Что происходит с психикой в подростковом возрасте
  10. Причины жестокости и агрессивного поведения подростков
  11. Как помочь подростку
  12. Лечебные методики для агрессивности и жестокости у подростков
  13. Психологическая, психотерапевтическая и психиатрическая помощь подросткам в клинике РОСА
  14. Подросток-садист: родители могут сделать худший сценарий маловероятным | Милосердие.ru
  15. В чем причина подростковой жестокости?
  16. Научитесь анализировать побудительные мотивы агрессии
  17. Психические отклонения и нарушения развития – фактор риска?
  18. Обращайте внимание на резкие изменения в поведении ребенка
  19. Продемонстрируйте ребенку положительную ролевую модель и заслужите его доверие
  20. Вот еще несколько конкретных советов:
  21. И, наконец, как быть с виртуальным насилием?
  22. Детская, подростковая жестокость — причины появления, что делать?
  23. Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления
  24. Причины появления детской и подростковой жестокости
  25. Методы избавления от жестокости у детей и подростков
  26. Проблема подростковой агрессии: как воспитать отрицательное отношение к жестокости
  27. Проблема детской жестокости как социальное явление
  28. Что такое детская жестокость с точки зрения психологии
  29. Как проявляется агрессия в подростковом возрасте
  30. Причины детской жестокости и агрессивности
  31. Воспитание и атмосфера в семье
  32. Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться
  33. Жестокие фильмы и игры
  34. Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей
  35. Что делать если ребенок жестокий — технология модификации поведения 7Spsy

Как справиться с подростковой жестокостью

Жестокость подростков

В последнее время в средствах массовой информации всё чаще появляются сообщения о жестокости подростков. Действительно ли это тенденция современности? Почему дети проявляют агрессию по отношению к слабым? Что делать родителям? Об этом – в программе «Классный час» на радио «Городская волна».

1

Как утверждают психологи, жестокие дети и подростки были всегда. Сегодняшнее «обострение» детской жестокости скорее обусловлено СМИ и интернетом, чем реальным увеличением агрессивности. Причины традиционны – борьба за власть и лидерство, привлечение к себе повышенного внимания.

«У таких детей сострадание и сочувствие ослаблено или отсутствует полностью. Они его могут только имитировать. Обостряется всегда, когда повышается агрессия в обществе», – прокомментировал врач-психотерапевт Европейского реестра, психоаналитик Игорь Лях. 

2

Специалисты уточняют, что взрослеющие дети начинают проверять границы дозволенного – узнают, можно ли им обидеть того, кто слабее. Родителям очень важно это вовремя заметить.

«Необходимо безоговорочно ребенку дать понять, что такое поведение в семье недопустимо и невозможно. Если ребенок однозначно понимает, что эта проба у него не прошла, то в следующий раз экспериментировать с этим у него, возможно, не будет желания», – советует педагог-психолог муниципального психологического центра «Родник» Ирина Антончик.

Специалист напоминает, что есть хорошая формула: «твоя свобода заканчивается там, где начинается несвобода другого человека» или «делаю, что хочу» заканчивается там, где ты нарушаешь психологические или физические границы другого человека, животного или любого беззащитного существа.

Своей агрессией подростки отстаивают и показывают своё «я», свою сущность, силу и превосходство над соперником. В этом случае полезно отдать ребенка в спортивную секцию.

«Нужно отдать в такое место, где ребенок сможет проявлять свое «я», достигать и отстаивать его. И это будет превозноситься: да, ты первый, да, ты смог», – рекомендует Ирина Антончик.

3

Но самое опасное, по мнению психологов, когда подростки проявляют свою агрессивность и жестокость в группе. В этом случае снижается личная ответственность каждого за совершённый поступок.

Психологи советуют знать друзей своего ребенка. Фото Михаила Перикова

Специалисты напоминают, что родители должны стараться быть в курсе приятельских взаимоотношений и внешних контактов своего взрослеющего ребенка. А идеальный вариант, когда мамы и папы знают его друзей, приглашают их в гости, могут общаться с ними и даже положительно влиять.      

4

Причины детской жестокости могут скрываться и в воспитании, если родители не учитывали чувств и жизненно важных потребностей ребенка. Например, в младенчестве не брали его на руки.

«Такой малыш, подрастая, в 3-4 года пробует расширить границы дозволенного. А родители говорят ребенку: «да мало ли чего ты хочешь, мало ли что твое «я», кто ты такой, чтобы говорить «я». Тем самым подавляется потребность ребенка в самопознании, самоиндетификации, в отделении себя от внешнего мира и формировании собственного «я», – поясняет Ирина Антончик.

Психолог напоминает, что если такие ситуации повторялись на разных возрастных этапах ребенка, то к подростковому возрасту у него может сработать механизм: «если мои чувства и потребности всегда игнорировались, то почему я должен учитывать чьи-то другие».

В этом случае родителям стоит обратиться к специалисту и быть готовыми поменяться самим.

5

Как считает президент Ассоциации молодых педагогов Центрального округа, учитель истории и обществознания гимназии № 10 Максим Давыдов, модель поведения подростки копируют у взрослых. Именно поэтому в первую очередь надо обращать внимание на себя. Кроме того, очень часто учитель играет решающую роль в формировании подростка как личности.

«Агрессия не возникнет, если правильно выстраиваются границы поведения – что можно, а чего нельзя делать в присутствии учителя. Внешний вид учителя, его поведение, взгляд и открытость, улыбка, манера общения, речь – все это устанавливает определенные нормы и границы поведения», – поясняет Максим Давыдов.

Специалисты напоминают, что учитель может стать достойным примером для ребенка. Фото Михаила Перикова

По мнению педагога, там, где границы обозначены четко, проблем с подростковой агрессией не возникает. Попадая в такую среду, человек сразу понимает, что здесь приемлемо, как он может себя проявить, а что здесь не является средством самовыражения и самоутверждения.

И напоследок еще один совет от психолога: всегда помните, что ребенку нужно ваше внимание. Спрашивайте его, что он любит слушать, в какие игры играть и чем заниматься. Ребенку необходимо внимание к своей личности, к своим интересам, а не просто контроль. 

Если вас что-то волнует, интересует или хочется поделиться с нами своими предложениями в сфере образования – работает круглосуточный автоответчик 30-40-600.

#Классный час #Школа #Инструкция

Жестокость и агрессивность у подростков

Жестокость подростков

Жестокость и агрессивное поведение у подростков может быть разовым явлением, требующем лишь времени и терпения от окружающих. Агрессия может быть первым симптомом душевного заболевания, проявившегося в период подростковой гормональной перестройки организма. В первом случае нужна помощь психолога, во втором – врача психиатра. Как разобраться? Что делать?

Что стоит за агрессией

Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать. 

В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.

Жестокость – разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.

И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.

Что происходит с психикой в подростковом возрасте

В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции. 

Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться. Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:

  • реакции протеста,
  • привлечение к себе внимания,
  • реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
  • нетерпимость.

Причины жестокости и агрессивного поведения подростков

Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).

  • Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
  • Расстройства личности (психопатия).
  • Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
  • Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).

Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.

У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение

В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как – бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый – несдержанным. Драчливый – агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.

Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал “хладнокровным”, безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике. Нужен врач!

Как помочь подростку

Основная тяжесть оказания помощи в таких ситуациях ложится на родителей или близких.

Прежде всего необходимо понимание причин таких нарушений поведения. Если налицо семейные проблемы (конфликты, гиперопека или гипоопека, психические расстройства у членов семьи), то нужно заняться “оздоровлением” атмосферы внутри семьи. Здесь помогут и совместное времяпровождение, и занятия семейной психотерапией, советы психолога и т.д. 

Если нет видимых и объяснимых причин – то следует обратиться на консультацию к врачу психиатру чтобы исключить заболевания, требующие лечения. В случае если подросток отказывается идти на прием к врачу, имеет смысл сходит на прием к доктору без него.

Лечебные методики для агрессивности и жестокости у подростков

В арсенале специалистов большой набор “инструментов” для помощи при подобных нарушениях поведения:

  • Психотерапия. Индивидуальная и семейная. Занятия и тренинги, направленные на восстановление нарушенных психических функций.
  • БОС-терапия.
  • Медикаментозная терапия. 
  • Физиотерапия.
  • Диетотерапия.

Психологическая, психотерапевтическая и психиатрическая помощь подросткам в клинике РОСА

  1. Работаем круглосуточно.
  2. Консультативная помощь. При необходимости госпитализация.
  3. Опытные подростковые психологи, психиатры и неврологи.
  4. Полное обследование психической сферы и нервной системы.
  5. Психологическая помощь семье и близким.
  6. Семейная терапия.

Подросток-садист: родители могут сделать худший сценарий маловероятным | Милосердие.ru

Жестокость подростков
Фото с сайта fr.123rf.com

Так потрясла общество чудовищная история, произошедшая в начале августа в городке Березовском недалеко от Екатеринбурга.

Пятеро подростков в возрасте от 13 до 16 лет, четыре мальчика и девочка, избили до смерти двадцатилетнего молодого человека Дмитрия Рудакова, который в силу особенностей своего развития обладал повышенной доверчивостью, не умел постоять за себя или позвать на помощь.

В чем причина подростковой жестокости?

Существует множество исследований на этот счет, по результатам которых можно сделать два важных обобщения.

Во-первых, почти никогда нет какой-то одной причины, по которой подросток совершил насильственное преступление, либо проявлял жестокость в более «мягкой» форме, например, дразнил или унижал одноклассника, третировал младшего брата или сестру, замахнулся на мать, пнул бродячую собаку.

Почти всегда за этим стоит комплекс социальных, экономических, психологических и даже физиологических факторов.

Второе обобщение, кажется, несколько противоречит первому, потому что оно все-таки выделяет ведущую причину многих случаев жестокости и звучит совсем не научно, а, скорее, как утверждение в рамках простого здравого смысла, даже как трюизм: «Насилие порождает насилие».

С насилием ребенок может столкнуться в семье, в школе, в детских и подростковых «уличных» группах и даже в социальных сетях. Так, один из мальчиков, принимавших участие в издевательствах над Димой Рудаковым, довольно долго сам был объектом травли в школе за свой избыточный вес.

Про остальных участников трагедии пока что нет достаточной информации, но скорее всего, и в их биографии обнаружатся эпизоды насилия, в которых эти подростки играли роль жертвы, свидетеля или были вовлечены более сильным и авторитетным товарищем в качестве соучастника.

Как родители мы опасаемся трех вещей:

– мы не хотим, чтобы наш ребенок стал объектом травли или насильственного преступления;

– мы не хотим, чтобы он или она сами принимали участие в таких действиях, либо вели себя агрессивно дома;

– мы не хотим, чтобы наш ребенок подружился со сверстником, склонным к жестокости, потому что это резко повысит для него вероятность оказаться на той или другой стороне акта насилия.

Что нужно делать для того, чтобы худшие сценарии не стали реальностью?

Вот информация и ряд рекомендаций от экспертов, которые помогут родителям сориентироваться в этой непростой теме.

Научитесь анализировать побудительные мотивы агрессии

Фото с сайта focusmedee.mn

В зависимости от побудительного мотива необходимо прибегнуть к разным стратегиям работы с ребенком.

Насилие может быть способом выместить собственную боль на других, отреагировать гнев или досаду из-за ситуации, кажущейся ребенку или подростку безвыходной (например, конфликт с учителем). В этом случае важно предложить ребенку поддержку и помощь, а также научить его контролировать свои эмоции.

Если просто наказать его за проявления агрессии, это может привести к тому, что он будет подавлять негативные проявления в присутствии родителей, но «разрядка» в виде приступа жестокости может наступить в среде сверстников и более слабых детей в отсутствие взрослых.

Насилие может быть манипуляцией, способом контролировать окружающих и получать от них желаемое. В этом случае нельзя подкреплять такое поведение выполнением требования.

Нужно продемонстрировать ребенку другие способы получить то, что он хочет, если речь идет о социально приемлемых вещах.

Насилие может быть прямой местью тому, кто проявил жестокость к ребенку ранее. Это тот случай, когда родители в одиночку не смогут справиться с ситуацией. В случае школьной травли, например, нужна помощь педагогов, психолога, родителей одноклассников.

Психические отклонения и нарушения развития – фактор риска?

Фото с сайта ceritapic.pw

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что люди с психическими заболеваниями гораздо чаще, чем их здоровые сверстники, становятся жертвами насильственных преступлений, включая нанесение тяжких телесных повреждений, убийства, сексуальное насилие, не говоря уже о коллективной травле.

Статистика опровергает расхожее мнение о том, что жестокость, в основном, проявляют «психи».

Так в трагедии, случившейся в Свердловской области, молодой человек с отклонениями в развитии погиб, а вот малолетние убийцы, насколько известно, были психически здоровы.

Что мы знаем об аутистах

Родители особых детей чаще всего знают эту статистику и подробно инструктируют их о том, как проявлять осторожность при контактах с незнакомыми людьми.

Появляется все больше технических средств, которые помогают подростку с инвалидностью быстро сообщить о возникшей проблеме, например, браслеты с тревожной кнопкой.

Они проще и удобнее в обращении, чем мобильный телефон, который могут отнять еще до того, как ребенок успел позвонить и сообщить, где он.

Но есть психические заболевания, при которых в период обострения пациент подвержен приступам неконтролируемой агрессии. Эти ситуации требуют серьезного профессионального внимания и помощи, заключающейся в комплексе мер (лекарственные препараты, диеты, психотерапевтические методы), направленных как на облегчение состояния больного, так и на освоение им адаптивных техник самоконтроля.

Обращайте внимание на резкие изменения в поведении ребенка

Фото с сайта rabotaug.ru

Есть длинный список факторов, повышающих риск агрессивного поведения у подростка. Это насилие в семье, развод родителей, тяжелые социальные и экономические условия жизни семьи (бедность, отсутствие работы у родителей, алкоголизм и наркозависимость у родителей), травля и низкая успеваемость в школе.

Ряд исследований, однако, свидетельствует о том, что эти «исторические» обстоятельства влияют на возникновение агрессивных форм поведения у ребенка в долгосрочной перспективе, а вот какие-то неожиданные изменения в поведении подростка могут служить сигналом того, что он способен проявить агрессию в ближайшем будущем.

Вот эти тревожные сигналы.

  • Подросток стал проявлять сильный гнев и выходить из себя.
  • Он перестал общаться с друзьями, не занимается тем, что ему раньше доставляло удовольствие.
  • У юноши или девушки вдруг резко падает самооценка, они говорят об одиночестве, о том, что никому не нравятся.
  • Резко снижается успеваемость в школе.
  • Подросток начинает употреблять алкоголь или наркотики, вовлекаться в рискованные виды поведения.
  • Часто говорит о насилии, о том, что хотел бы причинить кому-то боль или убить.
  • Угрожает кому-то или строит вполне конкретные планы насильственных действий.

Любой из этих признаков – повод обратиться за помощью к психологу, ведь даже если они не приведут к трагедии в подростковом возрасте, это те тенденции, которые могут очень негативно повлиять на взрослую жизнь подростка.

Расскажите об этих сигналах вашим детям подросткового возраста. Важно, чтобы они смогли распознать их у своих товарищей и вовремя сообщить о своих опасениях взрослым.

Прекрасно, если внушающими доверие взрослыми оказываются, в первую очередь, папа и мама. Дальнейший ход действий должен быть осторожным и деликатным, в зависимости от того, какие сложились отношения с семьей друга вашего ребенка. В некоторых случаях стоит действовать через учителей и школьного психолога.

Продемонстрируйте ребенку положительную ролевую модель и заслужите его доверие

Фото с сайта hearingsolutions.in

сли сформулировать точнее, то эксперты призывают родителей стать такими моделями для своих детей.

В каждой семье время от времени могут возникать разногласия и конфликты, и очень важно, чтобы подросток видел, что его отец и мать находят мирные пути их разрешения.

И маленький ребенок, и подросток скорее будут доверять родителям, которые говорят о своем недовольстве прямо и открыто, но при этом не оскорбляют, не унижают и тем более не применяют физические наказания к сыну или дочери.

Доверие ребенка – это бесценный родительский капитал, который позволит на самых непростых этапах формирования личности юного человека быть в курсе его интересов, дел, проблем и вероятных конфликтов со сверстниками или учителями.

Отношение родителей друг к другу – это образец, которому с высокой вероятностью подросток будет следовать при построении отношений со сверстником противоположного пола. Но даже если вы считаете, что у вас в семье все прекрасно, с подростками важно говорить о здоровых и нездоровых отношениях между юношами и девушками.

К сожалению, насилие в молодежной среде часто происходит в парах, которые начинают встречаться, и его жертвами оказываются девушки. Исследования показывают, что многие молодые люди, совершившие насилие, искренне были убеждены в том, что это и есть «крутое» мужское поведение.

И еще одна сфера, в которой очень важно доверие между детьми и родителями, – это присутствие вашего ребенка в социальных сетях. Там он может попасть в ловушку и как потенциальная жертва, и как участник подростковой группы с рискованным поведением.

Многие эксперты советуют родителям строго контролировать активность детей в социальных сетях, постоянно заходить в его аккаунты, читать переписку, отслеживать знакомства.

Есть, однако, два очень существенных недостатка такого подхода. Во-первых, его не всегда просто осуществить: современные подростки, как правило, хорошо владеют приемами, позволяющими прятать свою интернет-активность от старших.

Во-вторых, они очень болезненно относятся к вторжению в их личное пространство, и, заметив, что вы контролируете его, могут лишить вас своего доверия.

Как же правильно поступить, чтобы и уберечь ребенка от опасности, и не подорвать его доверие к себе? Это один из тех вопросов, на который, пожалуй, нет однозначного ответа, подходящего для каждой семьи.

Вот еще несколько конкретных советов:

  • Поощряйте занятия спортом. Спорт – прекрасная возможность как отреагировать эмоциональное напряжение, так и повысить самооценку.
  • Знакомьтесь с друзьями сына или дочери.
  • Объясните своему ребенку, как принадлежность к группе может повлиять на его поведение с хорошей и с плохой стороны.
  • Старайтесь научить его мирным способам решения конфликтов.
  • Не поощряйте употребление алкоголя и наркотиков. В огромном количестве случаев подросткового насилия присутствуют эти опасные факторы.
  • Не злоупотребляйте алкоголем сами.
  • Не создавайте у ребенка впечатления, что для хорошего настроения вам необходимо выпить.
  • Никогда не садитесь за руль машины после употребления спиртного.
  • Создавайте в повседневной жизни как можно больше ситуаций положительного взаимодействия в семье, с друзьями, рассказывайте детям о позитивных примерах рабочих взаимоотношениях с коллегами.
  • Знакомьте детей с книгами, фильмами, спектаклями, создающими у них картину мира, в которой движущей силой становится любовь, а не вражда людей между собой.

И, наконец, как быть с виртуальным насилием?

Фото с сайта tiltparenting.com

В отношении телевизионных фильмов, сериалов и передач с многочисленными сценами насилия существует консенсус мнений психологов: их просмотр необходимо ограничить.

У родителей, однако, это не всегда получается. Подростки стремятся к самостоятельности и очень болезненно относятся к запретам и ограничениям. Кроме того, ваши сын или дочь могут оказаться исключенными из бурного обсуждения одноклассниками очередной серии популярного сериала, а для юного человека это тяжелое переживание.

Эксперты предлагают такой выход. Присоединитесь к ребенку во время просмотра. Прокомментируйте то, что вы видите на экране, дайте оценку действиям героев, выскажите свое мнение о художественных достоинствах фильма, поинтересуйтесь мнением сына или дочери, порекомендуйте лучший, с вашей точки зрения, фильм на ту же тему.

А как быть с компьютерными играми, «стрелялками» и драками от первого лица, в которых ребенок не просто видит насилие, но и совершает его, хотя бы и в виртуальном мире?

А вот здесь, как это ни странно, консенсуса нет, и исследования дают противоречивые результаты.

Существует немало работ, демонстрирующих связь между насилием в компьютерных играх и агрессивным поведением подростков.

В то же время некоторые исследователи, например, Уитни ДеКамп, профессор социологии Университета Западного Мичигана, считает, что в них не учитывается такой важный фактор: много времени за жестокими компьютерными играми проводят те подростки, которые уже склонны к насилию в силу иных причин.

ДеКамп провел свое исследование, основанное на опросах 6 567 восьмиклассников Делавэра. В нем учитывались множественные факторы, способные влиять на возникновение агрессивного поведения: пол, отношения в семье, социальное положение и, в том числе, увлечение компьютерными играми, включающими акты жестокости.

Результаты показали, что последний фактор практически не оказал влияния на то, совершил ли подросток в реальной жизни какие-то насильственные действия, независимо от того, насколько «кровавыми» были игры, в которые он играл.

ДеКамп считает, что игры могут выполнять две важные функции: служить для выплескивания негативных эмоций, заменяя реальное насилие виртуальным, а также удерживать дома у компьютера тех юношей, которые потенциально могли бы присоединиться к уличной группе с рискованной активностью. А потому, они, скорее, полезны.

Его выводы подтверждает американское экономическое исследование, опубликованное в феврале 2016 года. Авторы установили, что в течение нескольких недель после выпусков новых версий популярных игр, количество насильственных преступлений в стране заметно снижалось.

Нет сомнений в том, что гораздо лучше для подростка отреагировать напряжение во время занятий спортом, танцами, иной физической активностью. Такую возможность дает и игра на музыкальном инструменте, пение в хоре или участие в любительском спектакле. Но если у вас не получается переключить его на что-то иное и он продолжает увлекаться игрой в «стрелялку», не отчаивайтесь.

Помните, что у вас есть выход. Говорите со своим ребенком. Не читайте морали, а просто говорите.

Рассказывайте сыну или дочери о своем детстве, о своих друзьях, о своих отношениях с родителями, об увлечениях и любимых занятиях, о своих детских и взрослых проблемах и переживаниях.

И второе, но не менее важное: внимательно их слушайте.

Источники:

Детская, подростковая жестокость — причины появления, что делать?

Жестокость подростков

Почему в последние годы так обострилась детская, подростковая жестокость.

Откуда у детей и подростков такая нечеловечность (негуманность) и деструктивная агрессия по отношению к сверстникам во дворе, младшим детям и животным на улице, одноклассникам в школе? Как появляются жестокие дети-подростки в современном обществе?

Сегодня на сайте психологической помощи http://Психоаналитик-Матвеев.РФ вы, уважаемые посетители, узнаете все о подростковой, детской жестокости и осознанном агрессивном поведении в отношении других людей и животных, с точки зрения глубинной психологии.

Жестокие дети-подростки — причины появления и методы избавления

На самом деле жестокие дети и подростки были и раньше, сегодняшнее «обострение» детской агрессии — это, скорее, обусловлено СМИ и Интернетом, а не реальным увеличением агрессивности, девиантного и делинквентного детского поведения.
Т.е. жестокое поведение подростков и детей стало достоянием общественности, поэтому и кажется, что ситуация сильно обострилась.

Хотя, в современном обществе, со слабым воспитанием подростков, профилактикой детской преступности, отсутствием многочисленных кружков и секций, занимающих свободное время, и малым влиянием школы на самосознание ребенка, а также, из-за влияния на неокрепшую детскую психику негативного, часто насильственного характера, контента из Интернета, телевидения и компьютерных игр, действительно наблюдается тенденция к росту детской и подростковой жестокости, особенно в отношениях со своими сверстниками, как правило изгоями в подростковой социальной группе.

Причины появления детской и подростковой жестокости

Сама по себе жестокость, в энциклопедическом понимании, — это морально-психологическая черта характера, проявляемая в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к животным и людям. Цель жестокости — причинение психологической (душевной) и физической боли, и, иногда, получение удовольствия от наблюдения за страданиями жертвы.

Жестокость пересекается с такими понятиями как садизм и социопатия, однако, если ребенок или подросток жесток или агрессивен по отношению к другим, как правило, более слабым живым существам, это совсем необязательно, что он садист, социопат или психически больной… (по крайней мере, пока…).

Ребенок не рождается жестоким — эта черта личности приобретается от воздействия внешней среды. Человек — это тоже животное, он может быть хищником и агрессивным в определенных ситуациях, но не одно хищное животное не издевается, не пытает и не унижает свою жертву, при этом получая удовольствие. Хищник терзает жертву не из удовольствия, а из-за того, что ему нужно есть, чтобы выжить.

Основная причина детской и подростковой жестокости берет свое начало в семейных, детско-родительских отношениях.

Именно процесс воспитания (родительского программирования) является основополагающим, базовым в появлении и поведенческом проявлении жестокого поведения.

Воздействие улицы, телевидения, фильмов, компьютерных игр — значимо в появлении жестокости у детей и подростков, но второстепенно.

Жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, может стать неосознанным программированием агрессивности у детей. Также и слишком большая забота и ласка по отношению к своему чаду, может дать толчок к агрессивному поведению по отношению к другим людям.

Часто бывает так, что родители (с виду вполне нормальная семья), узнав, что их ребенок (подросток) проявлял жестокость, например, в школе или во дворе, или был соучастником, хоть и пассивным, группового проявления агрессии, издевательства и насилия над сверстниками, вполне искренне недоумевают, испытывая некое замешательство и шок, от этого известия. Эти родители убеждены, искренне верят в то, что их мальчик или девочка не могли быть жестокими, т.к. ничего подобного за ними не замечали дома, мало того, они наоборот — добрые, ласковые и пушистые.

Однако факт остается фактом — ребенок-подросток почему-то проявил жестокость и агрессию по отношению к сверстникам, младшим детям, животным или беспомощным взрослым (например, сильно пьяным)… А зачастую детскую жестокость и агрессивное поведение (чаще вербальное) можно наблюдать и в семье, по отношению к престарелым и беспомощным ее членам.

Заметьте — дети-подростки проявляют агрессию, основанную на эмоции гнева и жестокость только к тем, кто реально слабее…, к тем, кто не может достойно ответить, постоять за себя и дать сдачи…словом к тем, кто позволяет, чтобы над ним издевались.

Например, подростки могут издеваться над кошкой, но пусть они попробуют попытать и побить тигра — тоже семейство кошачьих.

Или, одно дело избить явно слабого и беззащитного сверстника, который особо то и ничего не сделал им плохого, а другое дело попробовать «наехать» на здорового взрослого мужика или полицейского… (если подросток может это сделать, то явно — он социопат…здесь уже нужен психиатр).

Плюс ко всему, большую роль в проявлении жестокого поведения подростков играет референтная группа, толпа с ее неформальным лидером, который уже может иметь проблемы с психикой, например являться социопатом или быть с реальными садистскими наклонностями.

Жестокие подростки по своей сути трусы и их «смелость» прямо пропорциональна количеству соучастников. Т.е.

, например, один — не нападет даже на слабого сверстника (один может помучить кошку); вдвоем — могут, но без серьезных издевательств; втроем-вчетвером — уже группа, уже могут быть вполне жестокими…, а если их 20, то могут напасть и на здорового мужика, особенно если в этой группе лидер социопат, который покажет пример и спровоцирует остальных (в референтной группе надо быть как все, как бы проявить себя, не ударить в грязь лицом в глазах остальных.., иначе сам станешь изгоем и слабым звеном, к которому будут применены жестокие санкции — так работает подсознательное мышление жестоких подростков).

Скажете, причем здесь семья? Все очень просто. Очень часто ребенка воспитывают в дисгармонии, с недостатком любви и привития морально-нравственных качеств. Ребенок зачастую играет роль жертвы в детско-родительских отношениях — его либо ругают, в некоторых семьях серьезно наказывают, иногда с применением психологического и физического насилия, либо наоборот — ребенка слишком жалеют, ставят во главе угла, он растет по принципу «Кумира семьи» — в том и другом случае — это не проявление родительской любви и заботы, это делание из ребенка жертвы.

Сверхзабота и жалость — это не любовь, это родитель неосознанно показывает ребенку, что он беспомощный и сам ничего не может — жертва.
Насилие и жестокость в семье по отношению к ребенку — также, говорит ему, что он жертва.

И сверхзаботливый и жестокий родитель, на самом деле, только играет эту социальную роль, но не является настоящим любящим и заботливым родителем. Его подсознательная цель доказать себе и социуму, что он «хороший родитель» и выполняет свой долг по воспитанию, и он не виноват, что ребенок стал жестоким — он же «заботился» как мог, не жалея себя…

Жертвой подсознательно никто быть не хочет, и согласно правил психологической, социальной игры, ребенок должен защититься от этого (включается психологическая защита, например «Смещение»), обычно в подростковом возрасте, и ребенок может стать жестоким по отношению к другим (это как бы месть родителям, но смещенная на других).

Т.е. родители, сами того не понимая, по сути учат ребенка быть жестоким.

А если к этому добавить фильмы со сценами насилия и подобные компьютерные игры — их дети и смотрят для того, чтобы проецировать себя и интроицировать на себя, идентифицироваться с жестокими героями, и хоть в фантазии или виртуально переключиться из жертвы в жестокого преследователя, тем самым как бы отработать негативы из головы — стать мачо, крутой девчонкой и т.п.

Детям для идентификации нужен авторитет, и если его роль не исполняет родитель своего пола, то авторитетом может стать герой из фильма или виртуальной игры, либо лидер социальной, референтной группы.

Если же ребенка реально любят в семье, а не «спасают» или «преследуют», делая из него жертву, плюс воспитание имеет не приказной и запретительный характер, а оно основано на авторитете родителя, особенно того же пола, то у подростка не будет потребности общаться в референтной группе с лидером социопатом, и не нужно будет кому-то доказывать, проявляя жестокость и насилие над слабыми, что он чего-то стоит в этой жизни, что он не жертва и не трус.

Тем же детям и подросткам, над кем совершают насилие и проявляют жестокость по отношению к ним, нужно также выйти из этой референтной группы и не играть по их правилам; нужно научиться стоять за себя, а для этого необходимо полюбить и зауважать себя, поднять самооценку и повысить жизненную Я-позицию. В это им могут помочь родители и авторитетные воспитатели, учителя, тренеры…

Методы избавления от жестокости у детей и подростков

Детская и подростковая жестокость уже стала неким социальным феноменом. Поэтому, чтобы избавиться от проявления жестокости у детей-подростков, нужно задействовать все общественные институты. Начать с семьи, как первичной ячейки общества, продолжить в детсаду и школе, привлечь кружки и секции, и закончить ВУЗами и коллективами на предприятиях.

Насилие с применением особой жестокости — понятие широко встречающееся в уголовном праве. И подростки, особенно те, кто достиг возраста уголовной ответственности, могут быть наказаны обществом за свою жестокость.

Однако, большинство жестоких детей-подростков, как отмечено выше, не являются садистами и социопатами, поэтому они могут исправиться и без исправительных и лечебных учреждений. Им нужна помощь и поддержка взрослых, в первую очередь родителей и учителей, тренеров и наставников, старших самосознательных товарищей.

Серьезно наказывать, конечно, следует не всю группу совершивших жестокое, агрессивное насилие над сверстниками, а только их неформального лидера, особенно если это явный садист или социопат.

С остальными же детьми и их родителями достаточно серьезных профилактических бесед и взятия на контроль соответствующими органами власти.

А также, для улучшения семейного эмоционально-психологического климата, помощи детям и подросткам в преодолении внутренних психологических проблем, неплохо пройти курс семейных консультаций у опытного психолога.

Подростковый психолог

Семейный психолог

Страничка: советы психолога родителям

Пройдите тесты для родителей и детей-подростков

Читайте журнал психоаналитика: полезные психологические статьи и рекомендации

Проблема подростковой агрессии: как воспитать отрицательное отношение к жестокости

Жестокость подростков

Проявление агрессии у несовершеннолетних детей школьного и подросткового возраста часто вызывает непонимание родителей и критику учителей. Со стороны родителей в зависимости от обстоятельств звучат фразы: «был милый послушный ребенок и вдруг», «дома его не обижают, откуда столько агрессии», «у него все есть, чего ему не хватает».

Подростковая агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми. Самостоятельно объяснить причины и справиться с проблемой детям сложно, а родители порой не знают, как им помочь. Школа в большинстве случаев занимает оборонительную и обвинительную позицию.

Что делать, если жестокость вошла в привычку у вашего ребенка — ответ на этот вопрос вы найдете в статье.

Проблема детской жестокости как социальное явление

Жестокие дети в школе — актуальная и насущная проблема. Об этом свидетельствуют новости, ролики в интернете, да и просто жизненные ситуации. Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы.

Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор. Сначала ребенок может мучать животных, потом начинает унижать одноклассников, грубить учителям, вести себя вызывающе с родителями.

Когда дети-агрессоры собираются в сообщество из нескольких человек, это становится уже серьезной проблемой.

Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи.

Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.

«У нас дружная и любящая семья, двое детей — сын и дочь. Всё у нас хорошо, но 9-летний сын в последнее время ведет себя неадекватно. Он с рождения был очень активными подвижным, иногда резким и упрямым, но раньше нам удавалось легко корректировать его поведение.

 Недавно у нас в семье родилась дочь, сын очень любит сестренку, но иногда в него словно бес вселяется. Он разговаривает с нами и с другими взрослыми как с ровесниками, повышает голос, может нагрубить. В школу ходить не любит, часто дерется с одноклассниками.

Сделать уроки проблема, вплоть до истерики и разбрасывания вещей по комнате. Мы его не бьем, хотя я часто слышу от других, что мол ремня ему надо. Стараемся разговаривать спокойно, объяснять, что его поступки и поведение вредят другим и ему самому.

У нас есть подозрение, что агрессивность сына отчасти объясняется увлечением компьютерными играми, хотя мы строго контролируем время за компьютером».

— Ирина, мама 9-летнего Миши

Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %. [1]

В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.[1]

Каждый случай жестокости и агрессивности у детей школьного и подросткового возраста необходимо разбирать индивидуально с учетом особенностей развития, темперамента, способностей и социальных условий. Однако существуют методы действенной коррекции и профилактики детской жестокости и агрессивности, основанные на воспитании гуманности и контроля проявления негативных эмоций. О них поговорим ниже.

Что такое детская жестокость с точки зрения психологии

С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании [2]:

1. Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.

2. Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации.

То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях.

Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.

3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда.

4.     Насилие — преднамеренный акт физического воздействия с целью причинить боль, нанести повреждение живому объекту. Школьная травля слабого или выделяющегося из общей массы ученика (буллинг) — яркий пример насилия.

Обратите внимание, что агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру.

Как проявляется агрессия в подростковом возрасте

Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков [3]:

  • отказ от участия в общих играх, мероприятиях;

  • чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;

  • отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);

  • решение спорных вопросов конфликтным путем;

  • перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;

  • использование истерики как последнего доказательства;

  • быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;

  • склонность преувеличивать враждебность окружающих;

  • повышенная возбудимость и двигательная активность;

  • пассивное сопротивление, негативизм;

  • непонимание и невнимание к чувствам окружающих.

На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.

«Наш сын Сережа, 11 лет, очень агрессивно ведет себя в школе. Часто спорит с учителями, обвиняет их в чрезмерной придирчивости к себе, объясняет свое поведение самозащитой.

Мальчик умный, способный, начитанный, откровенно не хамит, но отстаивает свою точку зрения буквально с пеной у рта и даже очевидные факты и аргументы не принимает во внимание. Твердо уверен в своей правоте и готов доказывать ее буквально кулаками. Пока это проявляется лишь тем, что он стучит кулаком по парте или бьет по стене.

Но ведь он растет и дальше сможет позволить себе больше. С недавнего времени начал кричать и агрессивно вести себя и дома. Позволяет себе кричать и обвинять маму».

— Александр, папа 11-летнего Сережи

В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:

1.     Почему дети мучают животных и что делать с этим?

2.     Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?

4.     Жестокость в подростковой среде — как действовать?

5.     Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?

Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.

Причины детской жестокости и агрессивности

Причины такого поведения кроются во внешних и внутренних факторах. В недавнем прошлом, причины подростковой агрессии и детской жестокости искали исключительно в семейных отношениях.

Но этот фактор не всегда оказывается самым главным, иначе как можно объяснить агрессивность детей из вполне благополучных семей, где не применяют физическое насилие в качестве воспитательной меры.

Ученые утверждают, что нельзя исключать из причин и генетическую предрасположенность. [5]

Воспитание и атмосфера в семье

Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:

  • слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;

  • завышенные требования к ребенку;

  • недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;

  • запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);

  • чрезмерное попустительство и потакание;

  • домашние конфликты;

  • отсутствие откровенности между ребенком и родителями.

При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.

Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный. Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей.

Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться

Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками.

Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные).

Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает.

Жестокие фильмы и игры

К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными.

У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда.

При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.

Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей

Одним из главных факторов успешной коррекции и профилактики подростковой жестокости выступает своевременность. Важно не упустить момент. Западные психологи пришли к выводу: если ребенок видит, что его не наказывают за плохое поведение и агрессивное отношение к другим, издевательства становятся только жестче. [6]

Что делать, если ребенок жестокий? Родители в этой ситуации могут помочь следующими способами:

1.     Учить ребенка контролю за эмоциями надо с раннего дошкольного возраста. Уже в 4 года малыши способны понимать и сдерживать свои эмоции.

2.     Установить близкий контакт с ребенком. Он не должен бояться говорить о своих проблемах, страх осуждения и непонимания заставит его замкнуться.

3.     Разделяйте свои эмоции с ребенком, в обсуждении неприятной ситуации говорите о том, что вам тоже неприятно, обидно, грустно. Разделение эмоций с ребенком снижает степень переживания.

4.     Если вы сами переборщили с наказанием, накричали или обидели ребенка, успокойтесь и поговорите спокойно, признайтесь, что были не правы и не справились со своими негативными чувствами.

5.     Не закрывайте глаза на проявления жесткости, выясняйте причины, объясняйте последствия. Ребенок должен понимать, что за свои поступки он несет ответственность.

6.     Если против вашего ребенка проявляется агрессия со стороны других, научите его защищаться и правильно реагировать — не обращать внимания, проявлять спокойствие, переводить в шутку.

7. Поддерживайте в ребенке уверенность в себе, цените его достижения и поощряйте хорошие поступки. Уверенный в себе человек не станет доказывать собственное достоинство кулаками.

Что делать если ребенок жестокий — технология модификации поведения 7Spsy

Если ребенок очень жестокий, вам не удается повлиять на его агрессивное поведение собственными силами, обратитесь к профессионалам. Современные технологии позволяют работать с детской агрессивностью и жестокостью дистанционно и конфиденциально.

Например, технология модификации поведения при агрессии 7Spsy —  научно обоснованный, запатентованный метод поведенческой психологии. Курс 7Spsy избавит вашего подростка от агрессии и жестокости. Психолог помогает разобраться с инструментами для занятий и поддерживает процесс изменений на протяжении всего курса через удобный канал связи — e-mail, телефон или онлайн-чат.

За 2-6 недель удается изменить модель поведения за счет замены подсознательных установок, которые вызывают привычку проявлять жестокость, на позитивные.

После прохождения курса прежде агрессивный ребенок, подросток полностью изменит манеру поведения, у него появится спокойная уверенность и доброжелательность.

Источники:

ПСИХОЛОГ
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: